(рассказ)
В своей преподавательской деятельности я часто использую постановочные сцены с участием слушателей для иллюстрирования приёмов управления поведением субъектов информационных отношений.
Эти иллюстрации важны для тренировки автономного составления политик и инструкций по информационной безопасности в разных ситуациях. Знание основ манипулирования поведением пользователя, именуемое модным термином "социальная инженерия" (на самом деле "социальный шпионаж"), пригодится в проведении экспертиз информационных инцидентов.
На этот раз участниками моих "преподавательских опытов" стала вся аудитория слушателей, сдающих экзамен. Для подготовки к экзамену всей аудитории были предоставлены в распечатки 450 вопросов будущего экзамена. К подобным проверкам знаний слушатели относятся серьёзно и поэтому я наблюдал озадаченные выражения лиц у многих молодых людей.
Сообщив дату и время предэкзаменационной консультации я отправил будущих экспертов готовиться. Однако в коридоре здания их поджидал "засланный казачок". Это такой молодой человек типа пройдохи, который должен был преставиться старшекурсником, которому совсем не жалко "слить молодняку" список вопросов с ответами предстоящего экзамена. Смысл заключался в том, что в этом списке содержатся всего лишь 100 вопросов с правильными ответами, которые обязательно будут на экзамене, а то что вопросов 450, так это по словам пройдохи-старшекурсника "уже давно всем известный развод учебки".
- Ну сколько получится билетов, если в них три вопроса, а вопросов четыреста пятьдесят? - спрашивал он у молодых. - Даже если вопросы в билетах повторяться не будут, то получится 150 и куда столько?
Склонность к халяве и учебной взаимовыручке убеждает, и засланная информация была принята моими учениками с благодарностью.
- Каждый год одно и то же, - смеялся "засланный казачок" из предыдущих выпусков, рассказывая мне подробности "контрольного внедрения" информации.
На предэкзаменационной консультации мне были заданы изобличающие вопросы.
- А почему в списке из 450-и вопросов есть повторяющиеся? - спросил один внимательный молодой человек.
- Там нет повторяющихся, - ответил я. - Переформулируйте свой вопрос.
- Почему в списке много похожих тем, на которые можно ответить одинаково? - спросил слушатель повторно.
- Потому что вопросов на самом деле всего 100 и ответы, которые были вам выданы моим помощником в коридоре правильные.
Аудитория возмущенно зашумела.
- А если бы мы 450 вопросов учили? - возмутились слушатели.
- Насколько я понял некоторые так и сделали, - ответил я. - И что же они обнаружили? Они обнаружили, что у них развита внимательность, а некоторые темы они повторили несколько раз, что повысило качество их ответов. Кто из вас подготовился по сотне вопросов?
Не сразу, но подняли руки почти все слушатели, кроме троих.
- А вы? - спросил я эту троицу.
Они ответили, что готовились по всем 450-и вопросам.
- Молодцы, я бы вам всем поставил оценку на бал выше, если бы вы мне сообщили, что списка с сотней вопросов от моего помощника в глаза не видели и все готовили 450 вопросов. Ну, молодые, ещё научитесь реагировать юридически правильно.
В аудитории засмеялись.
- Итак, что получается? - призвал я к серьёзности молодёжь. - В вашей группе хорошая подготовка по всей сотне экзаменационных вопросов. Таким способом деза (дезинформация) может быть направлена на достижение положительного эффекта, но не забывайте, что это некорректный и иногда незаконный метод воздействия. Успешной проверки знаний вам на экзамене.
В совершенном спокойствии слушатели пошли отдыхать перед экзаменом, который начнётся через два часа. Не нравится мне когда вместо прикольных молодёжных разговоров перед аудиторией, слушатели сидят как перед наказанием, вгрызаясь в конспекты и учебники, потому и организую учебный процесс особо.
Предыдущий рассказ из этой серии:
31 октября 2019 года.
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).