Цены на бензин продолжают расти. Да и в борьбе за экономичность автомобилей инженеры уже приходят к потолку физических возможностей. Моторы становятся сложнее и дороже, а выигрыш в расходе топлива становится меньше от поколения к поколению. Не пора ли задуматься о переходе на альтернативное топливо?
Из всех вариантов альтернативки доступен в первую очередь природный газ. Да, он не идеален, зато позволяет адаптировать под него бензиновый мотор с минимумом доработок, в отличие от того же сжиженного водорода. Да и уровень опасности у него на самом деле при соблюдении требований сопоставим с использованием бензина. Впрочем, давайте взвесим все «за» и «против».
ЗА
Конечно же, за установку газового оборудования придется заплатить, причем современные системы для моторов со впрыском топлива дороже и сложнее приснопамятных наборов «редуктор и проставка под карбюратор» для «Жигулей» и «Самар». Расход на газе тоже будет больше, чем при работе на бензине. Но практика показывает, что при более-менее активной езде все это нивелируется разницей в стоимости разных видов топлива.
Можете рассчитать сроки окупаемости сами: оцените траты на бензин, сравните с ценой установки ГБО на свою машину и соответствующий расход газа при том же пробеге. Другое дело, что газовых заправок гораздо меньше, чем бензиновых. Если часто путешествуете по стране или просто разъезжаете по разным городам по работе, несмотря на большие пробеги, установка ГБО может и не спешить окупаться: слишком часто все равно придется заправляться бензином.
Для самого же мотора газ не только не опасен, но даже «полезнее» бензина. Рассказы о сожженных клапанах, перегретых головках блока цилиндров – следствие лишь некорректной настройки ГБО на карбюраторных машинах. Обедненная смесь в сочетании с поздним зажиганием действительно могут привести к снижению ресурса двигателя при работе на газе, но современные системы ГБО с цифровым управлением от этого уже давно освободились. Зато газ на порядок чище любого бензина – нет нагара на свечах, поршнях, клапанах, гораздо медленнее стареет моторное масло, не забивается катализатор. Причем лучше всего природный газ, с его октановым числом выше сотни, подходит как раз для современных моторов с высокой степенью сжатия и наддувом.
ПРОТИВ
Увы, придется расстаться с драйверскими амбициями: и сам заправленный баллон в багажнике добавит машине массу, и газ менее эффективен как топливо, чем бензин. К тому же во всех системах ГБО, кроме самых современных, где форсунки разбрызгивают сжиженный газ, а не подают уже испаренный, мощность дополнительно снижается тем, что газ «отнимает» часть объема у воздуха. Меньше кислорода, значит, меньше и топлива удается сжечь. Что ж, газ и выбирают не «уличные спортсмены», а люди, стремящиеся к экономии.
Холодный запуск на системах ГБО с испарением газа неизбежно ухудшается. Поэтому «чисто газовые» машины на пропан-бутане могут эксплуатироваться только в жарких странах. В наших реалиях прогрев мотора все равно придется выполнять на бензине – пока редуктор не прогреется от охлаждающей жидкости двигателя, работать ГБО не будет. Системы с подачей сжатого газа (метановое ГБО) более «холодостойки».
БЕЗОПАСНОСТЬ
На самом деле толстостенный газовый баллон, оборудованный предохранительным клапаном, даже безопаснее тонкостенного бензобака. Пробить исправный баллон не удастся даже в серьезной аварии, а при чрезмерном росте давления (перегрев, пожар) клапан сбросит «лишний» газ, не дав баллону взорваться. А вот бензобак, особенно практически пустой, взорвется точно (именно пары бензина взрывоопасны).
Можно найти на YouTube видео взрыва баллонов в автомобилях. Но на всех этих видео как раз неисправное ГБО, за которым не следили (а регламентные работы по обслуживанию газового оборудования четко прописываются производителями).
Другое дело, что баллон – это еще и массивная металлическая емкость, которую приходится крепить в багажнике в месте, не рассчитанном при краш-тестах: при аварии он может «уйти» в салон, причинив травмы пассажирам. А полезное место он там будет отнимать постоянно: даже если выбрать тороидальный баллон, все равно придется жертвовать, просто на этот раз – запасным колесом.
А ЧТО С ДИЗЕЛЯМИ?
Да, для них тоже есть газовое оборудование, и все вышесказанное в целом справедливо и для них. Но с одним «но»: дизель не переводится на газ полностью, а лишь начинает экономить солярку – в небольшом количестве она все равно должна подаваться, чтобы обеспечить воспламенение газа и сохранить исправным ТНВД.