Найти тему

Эволюция гуманитарных наук в Польше после Второй Мировой войны.

Оглавление
https://www.pinterest.com/pin/187603140715276297/
https://www.pinterest.com/pin/187603140715276297/

Нижеследующий обзор истории и достижений польской культурной социологии представляет собой лишь набросок пути развития социологии в Польше, а не всеобъемлющую картину.

Он показывает, что социологические исследования, ориентированные на культуру, имеют давние традиции в Польше, поддерживаемые несмотря на неблагоприятные факторы, которые нарушили ее непрерывность во время Второй мировой войны и послевоенного периода коммунистического правления, который закончился в 1989 году.

В статье обсуждается наличие культурного подхода в польской социологии в целом и причины отношения к социологии культуры, как к отдельной поддисциплине начиная с 1960-х годов, а также взаимодополняющий характер и взаимное влияние этих двух подходов.

Во время Второй мировой войны Польша находилась под оккупацией нацистских и советских войск, погибло много польских ученых.

После войны сразу же были предприняты усилия по восстановлению польской социологии, однако коммунистический режим отреагировал репрессиями в начале 1950-х годов.

По окончании сталинской эры институциональные условия для проведения социологических исследований постепенно стабилизировались, за счет различных уступок режима.

Это была новая глава в истории гуманитарных наук в Польше.

В коммунистический период польские ученые не могли свободно участвовать в международном обмене идеями. Восстановление традиций исследований идет медленно и не полностью.

Флориан Знаниецкий, создатель гуманистической культурологической социологии, эмигрировал в Соединенные Штаты Америки в 1939 году, и его работы, написанные на английском языке, получили признание в Польше только в 1970-х годах.

Однако студенты и довоенные коллеги Знаниецкого продолжали свои исследования в Польше в коммунистический период, поэтому репрессии против культуры не были абсолютными.

Юзеф Халасинский (1904-1979) внес особенно значительный вклад в выживание польской культурной социологии. Он поступил на кафедру социологии Варшавского университета в 1935 году, связав этот исследовательский центр с идеями гуманистической социологии и культурализма Знаниецкого.

После войны Халасиньский привнес важные элементы этой традиции, зародившейся в Познаньском университете, в Лодзинский университет. В частности, он содействовал популяризации культурологически ориентированных биографических исследований, инициированных Знаниецким.

В 1966 году в Варшавском университете была создана кафедра социологии культуры для Халасинского.

Воспользовавшись "Польским октябрем" 1956 года (также известным как "польская оттепель"), ознаменовавшим конец сталинской эры в Польше, Халасинский основал журнал "Культура и общество", который по сей день остается главным журналом польской культурной социологии.

Он был студентом Знаниецкого, но не был продолжателем его идей в полном смысле этого слова, особенно в отношении теоретической социологии и представлений о культурализме, поскольку он занимался социологией без последовательных попыток теоретического синтеза.

Основное внимание он уделил описанию и анализу социально-культурных изменений с использованием метода персональных документов. Он рассматривал культурный и социальный аспекты как две стороны явления групповой жизни, рассматриваемой вместе как единое целое.

С этой точки зрения он выделял различные типы культур на основе культурных ценностей и установок, характерных для исследуемых сообществ. В отличие от культурализма Знаниецкого, это был целостный взгляд на культуру в сочетании с социальными процессами.

Такой подход приблизил социологию к антропологии культуры.

Халасинский объединил анализ интеллектуальной культуры и крестьянской культуры с исследованиями по формированию национальной культуры.

Подобно Знаниецкому, Халасинский изучал человеческую субъективность и культурное влияние, одновременно изучая культурные источники субъективности. Эта точка зрения полностью отличалась от структурно-функциональной ориентации, доминировавшей в 1960-х годах и возлагавшей контрольную функцию на культурную систему, поскольку Халасинский делал упор на человеческую силу, которая должна была вновь занять центральное место в теории общества и культуры в XXI веке.

После "польского октября" 1956 г. началась марксистская ассимиляция социологии, за которой в 1960-х гг. последовала ассимиляция культурологии.

Первым главным редактором нового журнала "Studia Socjologiczne" ("Социологические исследования") стал Зигмунт Бауман. Он сосредоточился на вопросах, связанных с культурной практикой, опираясь на идеи Антонио Грамши.

Эти интересы нашли отражение в книге о культуре и обществе; ее публикация совпала с возрождением культурного марксизма на Западе и развитием программы культурологии Бирмингемской школы.

После 1968 года Зигмунт Бауман, работавший в то время в Великобритании, продолжил развивать концепцию культурной практики (Бауман 1999) и провел анализ трансформации текучей современности, расширив перспективы критической теории франкфуртской школы.

После системной трансформации 1989 г. широкое признание творчества Баумана в Польше совпало с постмодернистской трансформацией гуманитарных и социальных наук, которая размыла границы между социологией и нормативно ориентированными культурологами.