Найти в Дзене
Америка глазами учителя

Почему я разрешаю ученикам спать на моих уроках в американской частной школе?

Или лучше спросить, как мне ещё не влетело за это от начальства. Честно говоря, разрешаю я своим ученикам уйти в мир грёз только тогда, когда мы смотрим какой-нибудь документальный фильм, а это случается раз в месяц, если не реже. Например, на днях показывал своим ребятам фильм о том, что является реальностью (или что ею не является), так как мы проходили Декарта с его известным постулатом: "Я думаю; значит, я существую". Заставляю учеников убрать всю электронику в сумки и рюкзаки и говорю открытым текстом: "Лучше вы поспите на моём уроке, чем уткнётесь в телефон или компьютер". Вообще-то, психологи давно уже установили, что в подростковом периоде сбивается биологический ритм, особенно сон. Спать не хочется до часу ночи, а встать раньше десяти утра - пытка. Сам помню, какой мукой для меня было вставать даже в семь утра, не говоря уже о шести, как это делают многие мои старшеклассники. При этом мозг подростка требует девяти часов сна для расстановки всей новой информации по полочкам.

Или лучше спросить, как мне ещё не влетело за это от начальства. Честно говоря, разрешаю я своим ученикам уйти в мир грёз только тогда, когда мы смотрим какой-нибудь документальный фильм, а это случается раз в месяц, если не реже. Например, на днях показывал своим ребятам фильм о том, что является реальностью (или что ею не является), так как мы проходили Декарта с его известным постулатом: "Я думаю; значит, я существую". Заставляю учеников убрать всю электронику в сумки и рюкзаки и говорю открытым текстом: "Лучше вы поспите на моём уроке, чем уткнётесь в телефон или компьютер".

Вообще-то, психологи давно уже установили, что в подростковом периоде сбивается биологический ритм, особенно сон. Спать не хочется до часу ночи, а встать раньше десяти утра - пытка. Сам помню, какой мукой для меня было вставать даже в семь утра, не говоря уже о шести, как это делают многие мои старшеклассники.

При этом мозг подростка требует девяти часов сна для расстановки всей новой информации по полочкам. Образуются новые связи в мозге, что и делает подростков умнее. Тут как с мышцами, которые надо надорвать в тренажёрном зале, а потом дать им восстановиться. Пойдёшь в зал до полного завершения этого восстановления, и не будет мышечного роста. И мозг, оказывается, развивается по похожему принципу. Приезжала к нам как-то одна учёная-психолог в школу-интернат для одних пацанов и поделилась с нами самыми последними открытиями в этой области. Многое для меня самого прояснила и помогла ещё понять подростков лучше.

Когда идёт документальный фильм, я обычно раздаю ученикам рабочие листы с вопросами. Сам их составляю, чтобы не просто глаза на экран таращить, а ещё и извлекать из фильма то, что пригодится для понимания темы. Если ученик уснул (на этом же рабочем листе), разрешаю ему посмотреть фильм позже и принести ответы на следующий урок.

Пример моего рабочего листа для документального фильма о происхождении греков. Ответам не обязательно быть длинным. Главное, чтобы внимание во время просмотра не рассеивалось.
Пример моего рабочего листа для документального фильма о происхождении греков. Ответам не обязательно быть длинным. Главное, чтобы внимание во время просмотра не рассеивалось.

"Ну, и как?" спросила моя жена, когда я рассказал ей о своём уж больно либеральном подходе к урокам. "Все заснули?" "Нет", отвечаю, "один только вздремнул, но и тот проснулся через несколько минут и досмотрел фильм до конца". Скорее всего, дело тут в психологии обратного эффекта (reverse psychology опять). Хочется делать то, что запрещают, и наоборот.

Помню, как однажды сидел я у одного своего коллеги на уроке истории в самом начале своей учительской деятельности. Коллега что-то рассказывал ученикам про историю США. Смотрю, один клюёт головой и, в конце концов, опустил голову на парту и заснул. Минуты через две мой коллега так пнул парту ногой, что ученик аж подскочил. Удивительно, сон как рукой сняло. Может быть, ситуация того и требовала, но я бы так не смог. У меня такие ученики тоже сидят на уроках. Редко, но случается увидеть такого бедолагу: веки, как свинцовые, опускаются, а поднять их не может, хоть спички в глаза вставляй. Ну, что с него взять? Толку от его "бодрствования" всё равно никакого нет, а так хоть сил наберётся на остаток дня.

А толку?
А толку?

В общем, от моего начальства не влетело мне за моё отношение ко сну на уроке, да и не влетит, потому что, во-первых, моим разрешением ученики всё равно почти не пользуются, во-вторых, начальство в курсе психологии подростков, в-третьих, результаты мои ученики показывают неплохие, и в-четвёртых, звучит здорово, когда учитель входит в положение своих учеников и даёт им возможность восстановиться. А всё дело в психологии обратного эффекта.

Если понравилась заметка, жмите палец вверх, подписывайтесь на канал и пишите в комментариях. До новых встреч!