Найти тему

В чем секрет популярности фэнтези

Оглавление

Приветствую вас, мои уважаемые читатели. Сегодня статья, которую я давно хотела написать, но все никак руки не доходили. Сразу предупрежу, это статья-размышление. Я высказываю исключительно своё мнение, причём основанное не на каких-то научных изысканиях, а чисто на субъективных ощущениях.

Современную популярность литературы жанра фэнтези, на первый взгляд, сложно объяснить. Кому-то засилье этого жанра не нравится и кажется фатальным для «настоящей» литературы. А кто-то принял обилие фэнтези с восторгом. Я пытаюсь усидеть на двух стульях, то есть занять промежуточную позицию. С одной стороны, я увлеклась фэнтези с момента появления её на книжном рынке. А с другой – всё хорошо в меру.

У любого вида искусства (музыки, живописи, литературы и т. д.) есть две основные задачи:

  • трансляция идей и смыслов автора;
  • удовлетворение потребностей читателя.

Причём популярность произведения искусства предполагает единство этих двух задач. Это, увы, часто забывают авторы, которые декларируют, что пишут исключительно «для себя». Но я сейчас не об этом.

Фэнтези как канал передачи идей

В этом плане у фэнтези (и фантастики) очень широкие возможности, и транслировать с её помощью можно идеи любого характера: этические, эстетические, социальные, политические, философские, романтические, утопические. Я даже затруднюсь назвать другой жанр с такими же возможностями.

Вообще, в фэнтези отсутствуют ограничения для автора в плане передачи своих идей и смыслов. К тому же это может быть такой многослойный смысловой пирог, что каждый читатель в книге увидит то, что соответствует его запросам. Другое дело, не все авторы этим занимаются. Но идейное содержание многих современных книг фэнтези ограничено не возможностями жанра, а желанием и способностями писателя.

Художник Джим Уоррен
Художник Джим Уоррен

Не менее важным преимуществом для писателей, на мой взгляд, является возможность создавать любые, самые невероятные миры, придумывать фантастические существа и наделять героев сверхъестественными способностями. Это же такой простор для фантазии, не ограниченной рамками законов привычной реальности. А сюжет с «попаданцем» — это ещё и мысленный эксперимент, когда обычный человек помещается в совершенно необычную, фантастическую обстановку.

Фэнтези с точки зрения читателей

Вторую задачу фэнтези тоже успешно выполняет. Читатели, погрузившись в невероятный мир, имеют возможность отвлечься от привычной и изрядно надоевшей реальности, испытать сильные впечатления и пусть мысленно, но пережить удивительные приключения.

Но есть ещё один момент, который объясняет популярность фэнтези именно в современном мире. Несмотря на сумасшедший ритм нашей жизни, она, на самом деле, довольно однообразна, лишена неожиданностей и новых впечатлений.

Иллюстрация с обложки книги И. Новак "Битва деревьев" . Эксмо, 2006.
Иллюстрация с обложки книги И. Новак "Битва деревьев" . Эксмо, 2006.

Да-да, при всём разнообразии и обилии получаемой человеком информации нового в ней очень мало. Какие-то события сменяют друг друга, как картинки в калейдоскопе, и уже не воспринимаются новыми. Человек не успевает прочувствовать, проникнуться одной информацией, как на него обрушивается поток новой. Только новизны в ней нет, есть привычная скука – всё одно и то же.

В таких условиях возникает состояние, которое психологи называют сенсорной депривацией. Этот недостаток новых впечатлений, который приводит в лучшем случае к скуке и апатии, а при затяжном характере к утрате интереса к жизни и депрессии. И эту проблему, хотя бы отчасти решает именно фэнтези, а не реалистическая литература, которой трудно удивить современника новизной.

А что же раньше? А раньше у человека, не избалованного телевидением и интернетом, любое событие (появление незнакомца в деревне, приезд цирка в провинциальный город, бал у губернатора) надолго оставалось в памяти, сохраняя эффект новизны.

Что заменило фэнтези

Однако и в прошлом существовали жанры, задачей которых было удовлетворение потребностей человека в необычном и удивительном. Это приключенческие и исторические романы, которые, по сути своей, близки к фэнтези, так как в них рассказывается о мирах и событиях, далёких от повседневности. Причём в них часто присутствовали и элементы фэнтези и фантастики. Например, романы Жюля Верна реалистичными назвать сложно. Это и «Затерянный мир» Конана Дойля, и «Копи царя Соломона» Г. Хаггарда, и «Сердца трёх» Джека Лондона. А исторические романы А. Дюма и Вальтера Скотта? Сколько там от реальных исторических событий?

Коллаж с Яндекс-картинок
Коллаж с Яндекс-картинок

Сейчас такое не пройдёт. Читатели не примут. Сейчас, чтобы написать исторический роман, нужно изучить эпоху досконально, иначе критики и читатели автора попросту высмеют. Я уж не говорю о приключениях. Куда можно в нынешней реальности без опасения критики отправить героя приключаться? Разве что в компьютерную игру, пополнив очередным шедевром жанр ЛитРПГ.

По сути, фэнтези заменило сразу несколько жанров – не только приключения и исторические романы, но и классический любовный роман. В нём, по-моему, по сотне раз уже обыграны все возможные ситуации и сценарии, а фэнтези удалось в него влить свежую кровь. Пока держатся детективы, но и они постепенно сдают позиции.

На этом всё. Разболталась я что-то. Но тот, кто дочитал – молодец. Этим героям моя отдельная благодарность.