Термин "робофилософия" обозначает фундаментальную системную реконфигурацию философии перед лицом искусственной социальной активности
В отличие от других систематических исследований в области философии, робофилософия чувствительна ко времени, напрямую мотивирована технологическими разработками и проактивна
Робофилософия является ответом на прогнозы бурного развития рынка робототехники в третьем десятилетии XXI века и на эмпирические свидетельства того, что широкомасштабное использование искусственных "социальных" агентов (ИИ) в общественных и частных пространствах социального взаимодействия человека вполне вероятно приведет к глубоким нарушениям экономической, социальной и культурной практики в промышленно развитых странах Запада и Востока.
Философия социальной робототехники, занимает рефлексивную позицию традиционных философских исследований и исследует концептуальные последствия взаимодействия человека с роботами, которые действуют в соответствии с социальными нормами
После десятилетия эмпирических исследований в области изучения взаимодействия человека и робота существует достаточно доказательств того, что люди воспринимают роботов как партнеров по социальному взаимодействию и даже приписывают им моральное положение.
Учитывая искренность этих человеческих реакций, они противоречат: а) картезианской парадигме субъективности, согласно которой самосознание, свобода, умысел, нормативная сила и моральная автономия являются комплексным решением, и b) традиционным философским концепциям социальной ответственности, которые ограничивают способность общества для картезианских субъектов к взаимодействию, или иначе постулируют, с гегельскими способностями, социальные субъективности, связанные с их конститутивными способностями.
Поскольку последние играют центральную роль в легитимации морального и политического авторитета в западных демократиях, могут иметь далеко идущие последствия повсеместной практической перестройки соответствующих потенциалов (например, социальная сплоченность без самосознания, нормативная власть великой экономической державы без свободы).
Короче говоря, робофилософия как "философия социальной робототехники" пытается смириться с тем, что эмпирические данные, идут вразрез с присущей Западу особенностью мысли, что только человек может существовать в социальных отношениях и/или что положение в социальных отношениях наделяет человека исключительными возможностями, а также правами и статусами, к которым он принадлежит.
"Роботизированный бум" с антропологической точки зрения как поворотный момент в современной культуре, а робофилософия как философия социальной робототехники ставит "роботизированный бум" в более широкие перспективы социокультурной и политической истории человечества и исследует его метафилософские последствия как фактор изменения игры для философских исследований.
Другая важная задача "философии социальной робототехники" - рефлексивное измерение робофилософии - заключается в том, чтобы поместить феномен взаимодействия человека и робота в более широкий контекст философии технологии
Феноменологическая классификация человеческо-технологических отношений должна быть коренным образом переработана, чтобы отразить специфические сложности феноменологии взаимодействия человека и робота.
Интересно, что поскольку роботы производятся в высокотехнологичных обществах Запада и Востока, философские размышления о социальной робототехнике вполне естественно ведут от автокультурной герменевтики к кросскультурной сравнительной и межкультурной философии технологии.
Философия социальной робототехники, представляет собой далеко идущую методологическую переориентацию философских исследований
Как уже упоминалось выше, исследования в области взаимодействия человека и робота (HRI) представляют собой междисциплинарную область, в которой проводятся количественные, экспериментальные и качественные эмпирические исследования.
Если философия, как философия социальной робототехники, становится неотъемлемой частью взаимодействия человека с роботом, как и должно быть, из-за этических проблем, то стандартные философские методологии (концептуальный и феноменологический анализ, дискурс рациональных ценностей и т.д.) теряют относительную автономию, традиционно присущую им.
Результаты исследований HRI не только заставляют философов переосмыслить традиционные представления о нормативном органе, социальности, моральном статусе, ответственности и т.д., но и открывают новые пути проведения "экспериментальной философии"
Внедрение этического мышления в роботов-философов путем конструирования и экспериментов, которые, при наличии таковых, в рамках метаэтических стратегий (деонтология, утилитаризм, этика добродетели и т.д.) позволяют принимать решения, соответствующие нашим этическим соображениям, в зависимости от того, какие виды агентивных смыслов существуют.
Аналогичным образом, изменяя дизайн и функциональные возможности гуманоидных роботов-философов, философы могут присоединиться к нейронаукам в эмпирическом исследовании, которое, если таковое вообще существует, является наиболее адекватным из существующих альтернативных представлений о нашей способности "читать мысли" (теория ума, теория моделирования, феноменология, формирование сознания) и что это означает для философской интерпретации психического дискурса.