Генеральный секретарь Североатлантического альянса (НАТО) Йенс Столтенберг сегодня, 31 октября, встретился в Одессе с президентом Украины Владимиром Зеленским для обсуждения взаимного сотрудничества и участия в военных учениях, которые начнутся сегодня на полигоне «Ягорлык».
Прежде чем мы пойдем дальше по тексту, хочу обратиться: уважаемые читатели, где на фотографии президент Украины? Слева? А порой кажется, что справа – и сейчас я это докажу!
Взяв слово в начале комиссии Украина – НАТО, Йенс Столтенберг поприветствовал всех от лица 29 государств, входящих в состав НАТО, и от недавно присоединившейся Северной Македонии, ставшей 30 страной в альянсе. Все эти страны, по словам генсека, стоят в одном ряду с Украиной.
Дальше – больше: несмотря на то, что во времена Холодной войны Украина и НАТО были по разные стороны баррикад, сейчас уже «не то время». Смену поколений Столтенберг сравнил с падением Берлинской стены, со дня уничтожения которой в следующем месяце пройдет ровно 30 лет, подчеркивая, что «на смену диктатуре приходит свобода и демократия».
Разумеется, НАТО продолжает осуждать «аннексию» Крыма Россией, вмешательство во внутренние интересы страны, поддержку ополченцев на Донбассе, в том числе и гуманитарную. А вот Украина молодец: обеспечила доступ миссии ОБСЕ ко всей своей территории, продемонстрировав «настоящий украинский дух» («true Ukrainian spirit» в оригинале).
Итак, главное!
«НАТО и Украина были близкими партнерами многие годы, а за последние пять лет мы лишь сблизились. Именно поэтому Североатлантический альянс окажет консультационную и практическую поддержку для дальнейшего внедрения реформ в сферах обороны и безопасности Украины», – подчеркнул генсек.
Помимо этого, отвечая на вопрос о мнении России касательно вступления Украины в НАТО, Столтенберг как-то сильно посерьезнел и заявил следующее:
«Никто, кроме Украины и стран, входящих в состав НАТО, не будет решать, принимать соседнюю к России страну в альянс или нет. Иногда складывается такое ощущение, что решать этот вопрос будет непосредственно Россия, однако заверяю, что у РФ нет права голоса».
Комментируя столь категоричную и резкую позицию генсека, можно предположить лишь две вещи: первая – это абсолютная неприязнь того факта, что все продолжают считаться с мнением России, несмотря на те силы, которые Запад приложил для исключения России из политического поля. Вторая причина – это боязнь потерять огромную территорию вблизи РФ, которая как никогда лучше подготовлена для размещения военных баз и дальнейшего расширения альянса на восток.
Зеленский же во всём согласился со Столтенбергом и добавил, что Украина, как настоящий союзник, готова ускорить подготовку к интеграции в НАТО и доказать на практике, что заслуживает обрести членство в альянсе. Каким образом это произойдет – не ясно, но президент Украины не преминул отметить, что реализация проекта «Северного потока-2», несомненно, укрепит позиции России в Европе, но ослабит страны Евросоюза.
Более того, Зеленский заявил, что «если бы от него что-то зависело, то Дания никогда бы не подтвердила своё согласие на строительство трубы». Замашки, однако, барские.
Тем не менее, факт сближения Украины и альянса налицо, но не ясно одно: что же такого пообещал Зеленский, не имея под собой политического веса и поддержки элит в своей стране на данный момент, что Столтенберг расщедрился на слова подобного рода? «Армию страны и полцарства в придачу»?
С другой стороны, генсек ничего не обещал, а если учесть тот факт, что Зеленский заявил о готовности «доказывать действиями» возможности страны, то вывод напрашивается сам собой: Украина и НАТО продолжают находиться на разных берегах, и выстроить мост удаётся лишь на словах, произносимых на подобных комиссиях, но Киев готов пойти на всё для вступления в альянс и дальнейшего продвижения в Евросоюз, уже будучи готовым сдать страну Европе.