Найти тему
Marvel/DC

История Марвел

Оглавление

История «Марвел» началась в 1939 году, когда издатель Мартин Гудмен решил объединить группу своих дочерних компаний под названием Timely Comics. Основным продуктом его издательской компании на тот момент были pulp-журналы – ориентированная на массового читателя бульварная литература, многочисленные однодневные детективы, ужасы, мистика, приключения, фантастика и друга беллетристика. В тот момент рынок комиксов переживал стремительный взлет по причине публикации первых выпусков о Супермене и других героях будущих DC Comics. Предприимчивый Гудмен решил освоить и эту нишу, создав компанию Timely Comics и назначив ее главным редактором Джо Саймон.

Под началом Саймона авторы Карл Бургос и Билл Эверетт создали первый комикс Marvel Comics#1 – историю противостояния супергероев-мутантов Человека-Факела и Немора-Подводника. На волне всеобщего увлечения супергеройской тематикой этот выпуск настолько быстро сметали с лотков магазинов, что у Timely Comics не хватало собственных средств для печати копий, в результате чего Гудмену пришлось пользоваться услугами сторонней компании для удовлетворения взрывного спроса. Так началась история комиксов Marvel.


Человек факел и Нэмор-подводник
Человек факел и Нэмор-подводник

Капитан Америка стал ответом писателя Джо Саймона и художника Джека Кирби на сформировавшиеся угрозы демократической Америке и всему миру. Этот персонаж впервые появился в комиксе Captain America Comics #1 (март 1941) и был целенаправленно созданным патриотическим персонажем. Хотя до нападения на Перл-Харбор было еще несколько месяцев, было очевидно, что США придется вступить в войну, и идеологическая подготовка населения на борьбу начала проводиться заранее.

Сказать, что Капитан Америка был патриотичным персонажем – это не сказать ничего. По потенциалу воздействия он мог легко соперничать с лучшими образцами коммунистической или нацистской пропаганды. Одетый в звездно-полосатую форму, вооруженный щитом в цвета американского флага, получивший суперсилу благодаря новейшей сыворотке, он был целиком и полностью собственностью Правительства США. Эта концепция весьма соответствовала требованиям военного времени. Не имеет значения, кем был персонаж в обычной жизни, его личность, характер, физическая форма не имели никакого значения – теперь он Капитан Америка, оружие страны в борьбе с агрессией. Именно так можно было мобилизовать население на трудности, отринуть свои интересы в угоду государственным.

Не удивительно, что Капитан Америка стал самым популярным персонажем того времени. Комиксы с его приключениями массово отправлялись на фронт и в другие страны. Массово – это миллионы экземпляров. Комиксы про Капитана Америку читали все, от детей в тылу до солдат на фронте. В них он вместе с другими супергероями крушит нацистов, японцев, итальянцев, убеждая миллионы своих сограждан в том, что добро и свобода обязательно победят. Это был успех, затмивший в то время даже популярность Супермена. Так сформировалась тройка главных супергероев будущей компании Марвел. Этот период также отмечен приходом в компанию Стена Ли и Джека Керби, создавшими большую часть каноничных героев Marvel в частности и комиксов вообще. В 1944 году происходит и первый выход Капитана Америка на телевизионные экраны. Правда, персонаж сериала имел мало общего с оригинальным супергероем — только костюм, сама же концепция была полностью изменена. Тем не менее, на волне популярности комикса, телевизионный фильм также пользовался большим спросом у зрителей.

Atlas Comics: герои уходят на пенсию

Но после победы над Германией и Японией издательство ждало жестокое разочарование. Уставшие от боевых действий, измотанные войной люди резко охладели к комиксам. Насмотревшись и натерпевшись реального зла, читатели более не воспринимали всерьез книжных злодеев, а за ними и супергероев. В индустрии комиксов наступил период упадка. Продажи журналов про Капитана Америку, Человека-Факела и Немора – самых топовых супергероев Timely Comics – практически не приносили прибыль. Бизнес нужно было держать на плаву, и Мартин Гудмен решает пойти по уже проторенной другими издательствами, включая DC, дорожке. Компания Atlas Comics (так стала называться бывшая Timely Comics) с конца 40-ых годов начинает выпускать в основном приключенческие, детективные, фантастические, любовные, вестерн и хоррор-комиксы, а также истории для детей и ориентированные на молодых девушек и девочек. В 1953-54 годах компания пытается вновь возродить серии про «великолепную тройку» супергероев, но попытка не нашла отклика у аудитории и стало окончательно ясно, что эта тематика более себя не оправдывает.

Ситуация в те годы усугублялась внезапным давлением враждебно настроенной общественности. Те, кто еще 10 лет назад с удовольствием читал истории про Супермена и Капитана Америку, вдруг резко ополчились против комикс-индустрии, обвиняя издателей в пропаганде преступного поведения, бродяжничества, содомии и других пороков. В результате крупнейшие компании, выпускавшие графические истории, выработали собственную систему внутренней цензуры, что конечно же сказалось на качестве и количестве издаваемого продукта. Тем не менее, несмотря на все препятствия, бизнес медленно, но верно развивался, пытаясь удержаться на плаву. В эти трудные годы на историях о побегах из джунглей, средневековых приключениях, ужасах и детективах выкристаллизовывался талант писателя Стена Ли и иллюстраторов Стива Дитко и Джека Кирби, которые затем подарили читателям серию канонических героев компании Marvel. Но это позже. Пока же, в конце 50-ых годов, на волне популярности научно-фантастических фильмов Мартин Гудмен решает издавать несколько серий, немного различавшиеся по направленности, например, «Удивительные миры», «Мир фэнтези», «Поразительные истории», «Тревожные истории» и т. д. Большинство из них не оправдало надежд, выродившись в истории про монстров, однако на них набивали руку художники и писатели, вознесшие затем компанию на вершину издательского Олимпа. Кроме этого Гудмен расширил целевую аудиторию, выпустив на рынок комиксы для девушек, в частности, такие серии как «Кэти» в 1959 году и, спустя два года, небольшой комикс «Линда Картер, медсестра-студентка».

Marvel Comics: обретение имени и
возрождение героев

К началу 1960-ых годов поколение, запомнившее войну, выросло, в то время как его место заняли мальчики и девочки, для которых кровопролитные сражения с японцами и нацистами были не более, чем историей. Благосостояние населения США росло, гневные возгласы противников комиксов поутихли, и в это благоприятное время издательства начали делать первые робкие попытки возродить свой главный контент – истории про супергероев. Первые эксперименты по возрождению своих героев произвела DC Comics, «реанимировав» и заново переосмыслив Флеша. Затем последовал Зеленый Фонарь и другие супергерои, а в 1960 году компания представила миру Лигу справедливости с обновленной «Великолепной Тройкой» — Суперменом, Бэтменом и Чудо-женщиной. Успех этой стратегии продемонстрировал, что супергеройская тематика возвращает свои позиции на рынке комиксов, и Мартин Гудмен не упустил этот шанс. В 1961 году Marvel Comics (именно так стала называться компания) выпускает на рынок The Fantastic Four #1 – первый комикс о Фантастической Четверке. Но, в отличие от DC Comics, компания не только возродила жанр историй о супергероях, но и переосмыслила его, совершив революцию в индустрии.

Новая парадигма в индустрии комиксов, первопроходцем которой стала Marvel, состояла в том, что напичканные сверхразвитыми умениями, непобедимые, бесстрашные ранее супергерои предстали перед читателем во всей своей человечности. Они ругались друг с другом, испытывали повседневные стрессы, обычные бытовые неприятности, знакомые любому обыкновенному жителю Земли. Первоначально новые супергерои даже костюмов не носили, тем самым лишившись традиционного атрибута – скрытности и двойной жизни. Такой подход, обозначенный как «супергерои в реальном мире», парадоксальным образом усложнял персонажей, в то же время зрительно упрощая их. Возможно, авторы Фантастической Четверки извлекли урок из послевоенного периода, когда насквозь правильные, идеальные, всесильные супергерои стали выглядеть нелепо и чересчур нереально. Новое поколение борцов со злом было чем-то похоже на обычных людей, и тем сильнее читатель чувствовал свою вовлеченность в происходящее на страницах, тем сильнее ассоциировал себя с этими персонажами. В этом же комиксе впервые проявилось то, чем впоследствии часто грешила история создания «Марвел» – а именно плагиатом. Главный из Фантастической четверки, Мистер Фантастик (он же Рид Ричардс) был практически полной копией сразу двух супергероев Вселенной DC Comics: Пластичного человека и Удлиняющегося человека. Не только внешний вид и способности, но и биография Фантастика была почти идентичны таковым у Elongated Man. Они оба родились в интеллигентной семье, проявляли высокие интеллектуальные показатели, их суперсила была результатом научного эксперимента. Даже жены обоих супергероев звались одинаково – Сью. Это стратегию копирования героев Marvel Comics затем использует при создании многих других своих супергероев, в частности Дэдпула, Доктора Стрэйнджа, Черной кошки и некоторых других.

Читатели оценили этот шаг. Популярность Фантастической Четверки была огромна и вывела Marvel из затянувшегося кризиса – как финансового, так и творческого. По состоянию на 2005 год было продано свыше 150 млн экземпляров комиксов данной серии. Это число может показаться не таким впечатляющим, но даже сейчас, в эпоху расцвета и стабильной популярности в Марвел считается хорошим результатом, если тираж разошелся хотя бы 100 000 экземпляров. На этой волне удачно прошло возрождение Нэмора-Подводника и некоторых других прежних супергероев, но главное другое – супергеройская тематика снова оказалась востребованной. В 60-ых во многом изменилась сама концепция супергероев. Под влиянием научных открытий и военно-технических разработок Холодной войны комиксы получили мощный научно-фантастический концептуальный пласт. Появившиеся в последующие годы знаменитые супергерои, такие как Халк, Люди Икс, Человек-паук и т. д. были порождением опытов с радиацией, экспериментальными химическими реактивами, генной инженерией или же существовали как отдельная раса мутантов. Комиксы стали более насыщенными с научно-фантастической точки зрения, хотя качество проработки идей, очевидно, оставляло желать лучшего. Творческий дуэт Ли-Дитко спустя год после появления Фантастической Четверки выпускает новое творения – Человека-паука. Впервые появившись в 1962 году в комиксе Amazing Fantasy №15, этот персонаж моментально стал популярным. История простого, забитого парня Питера Паркера, волей роковой случайности получившего гены паука в результате мутации пришлась по душе подросткам, которые увидели себя в этом супергерое. Эффект вовлечения оказался колоссальным, и издательству потребовалось разработать отдельную серию для Человека-паука, чтобы удовлетворить спрос. В 1963 году выходит первый выпуск The Amazing Spider-Man №1, давший начало одной из самых успешных серий комиксов Marvel.

Успех был настолько высоким, что со временем Человек-паук стал одним из символов молодежной культуры. Студенты ставили его в один ряд с такими иконами 60-ых, как Боб Дилан и Че Гевара. Популярность комикса привела к тому, что на него обратило внимание Правительство США, а именно Департамент здравоохранения. Его глава попросил Стэна Ли использовать один из комиксов Marvel для социальной рекламы о вреде наркотиков. В результате на рынок в 1971 году был выпущен The Amazing Spider-Man , в сюжет которого было удачно вплетено натуралистичное изображение морального и физического разложения наркомана. Следует отметить, что к тому моменту в комикс-индустрии сложилась практика внутренней самоцензуры Comics Code Authority, которая запрещала демонстрацию сцен откровенного насилия, наркомании и других пороков общества. В результате публикация всех трех выпусков была запрещены комиссией, однако Marvel самостоятельно выпустила их на рынок. Продажи были настолько высоки, что впоследствии это обернулось пересмотром и многих положений Comics Code. Параллельно с сериями про Человека-паука Marvel выпустила комиксы про других новых супергероев и злодеев, многие из которых также стали каноническими. В 1962 году усилиями Стена Ли и Джека Кирби были созданы Халк и Человек-Муравей, в 1963 году появились знаменитые Люди Икс и т. д. Своеобразным ответом Бетмену стал Железный человек, впервые появившийся в комиксе Tales of Suspense #39 в 1963 году. Как и Брюс Уэйн, «миллиардер, плейбой, филантроп» Тони Старк использовал исключительно собственный интеллект и высокие технологии, чтобы противостоять злу. Правда, если Бэтмен боролся с привычными гангстерами и коррупционерами, то Железный человек, появившийся в разгар Холодной Войны, специализировался, в основном, на международном терроризме, коммунизме и алчных корпорациях.

В 1963 году еще одним аналогом Лиги Справедливости стала команду супергероев под названием Мстители, впервые появившаяся в 1963 году в комиксе The Avengers #1 усилиями все того же сложившегося дуэта Ли-Кирби. За годы выпусков ее состав много раз кардинально менялся вплоть до того, что ее членами становились бывшие злодеи.

Современный этап: конкуренция с DC
Comics и выход на экраны

К концу 60-ых годов на рынке комиксов сформировалось два гиганта – DC и Marvel – которые, очевидно, находились в состоянии жесткой конкуренции. В 1967 Marvel придумали нового супергероя Капитана Марвела, однако еще с конца 1930-ых годов у компании Fawcett Publications был супергерой с аналогичным именем, которого она почти скопировала с Супермена. В результате длительной судебной тяжбы DC Comics вынудили Fawcett отдать им права на этого героя, однако затем Marvel отсудили уже у самой DC право на имя своего персонажа, заставив их сменить имя Капитана Марвела на Шазам. Однако в 1970 году саму Marvel ждало потрясение. Из-за несогласия с внутренней политикой компании ее покинул один из главных иллюстраторов Джек Кирби. И не просто покинул, а перешел в штат DC Comics. Потеря создателя самых популярных серий больно ударила по Marvel, надолго выбив ее из колеи. Продажи комиксов сильно сократились, компания едва держалась на грани банкротства. В 1986 году компания Marvel была продана корпорации «New World Entertainment», а еще через 3 года — «MacAndrews and Forbes».

Тем не менее, в это время Marvel начала экспансию на телеэкраны. Начиная с 1973 года стали стабильно выходить сериалы и кинофильмы, основанные на персонажах Вселенной Marvel. Человек-паук, Халк, Капитан Америка, Фантастическая Четверка и другие супергерои с разной степенью успешности покоряли сердца зрителей. Отдельно стоит упомянуть такие фильмы, как «Рыжая Соня» (1985 год) и трилогию «Блейд» (1998 год), посвященные не самым известным героям комиксов, однако завоевавшими определенный круг поклонников. В начале 90-ых годов Marvel снова понесла серьезный кадровый ущерб – из нее разом ушла группа талантливых художников, в том числе Джим Ли, Эрик Ларсен и Джим Валентино, которые основали независимое издательство Image Comics. Компания снова переживала спад продаж, однако в это же время внезапно заключила соглашение с DC Comics на выпуск совместных кроссоверов, на страницах которых герои DC сражаются с героями Marvel. В то же время на экран было выпущено несколько киноадаптаций комиксов, в частности «Капитан Америка», «Поколение Икс», «Блейд». В 1994 году на телеэкраны вышла новая версия мультсериала «Человек-паук», которая собирала высокие рейтинги не только в США, но и в странах Европы и Азии. Начало нового тысячелетия, наконец, положило конец неудачам Marvel и доминированию DC Comics. В 2001 году компания вышла из системы внутреннего цензурирования Comics Code, что развязало ей руки в отношении собственного контента. Marvel в очередной раз перезапустили своих некоторых персонажей, а также снова вышли на киноэкраны с успешными и высокобюджетными фильмами про Людей Икс и Человека-паука. В 2009 году компания подписала договор с «The Walt Disney Company» и вошла в состав крупнейшего медиамагната США. Сегодня Marvel – крупнейшее комикс-издательство, захватившее 45% рынка комиксов и опередившее DC. Во многолетнем соперничестве двух компаний на данный момент перевес в пользу «Чуда».

Палец вверх ребята! Я старался!