Сегодня в Екатеринбурге – заключительный день 100+ Forum Russia, ежегодного мероприятия, посвященного высотному и уникальному строительству в России. Одна из изюминок программы – презентация издания TATLIN. Plan. Лахта Центр, которая завершилась недавно.
Продолжаем знакомить вас с некоторыми моментами из докладов, посвященных уникальному петербургскому комплексу.
Главный конструктор Лахта Центра и ГОРПРОЕКТА, один из создателей Останкинской башни, академик Владимир Травуш продолжает геотехническую тему, рассказывая, как сила трения помогает решить сложную задачу устойчивости башни.
Владимир Травуш:
- Обычно высотные здания более 300 метров никогда не строились на нескальных грунтах. Даже телебашня в Торонто, которая имеет заложение 30 м и фундамент высотой 6 м, строили уже после нашей Останкинской телебашни, когда появился соответствующий опыт. Наша же Останкинская башня поставлена на сжимаемых грунтах на фундаменте 3 м. То есть в нашей стране уже был опыт, и не было боязни - строить на сжимаемых грунтах.
Владимир Травуш:
- Петр основал Петербург на болоте. 50 кг/м3 – это показатель сжимаемости толщи грунта на первых 30 метрах. Это очень мало! Дойти сваями до скального грунта - тоже невозможно надо копать на 200 + метров. Поэтому нужно было схватиться за грунт и держаться за него трением.
По расчётам, если мы дойдем сваями до глубин порядка 80 метров, нам хватит трения, чтобы держать такое здание на таком болоте! В итоге параметры получились такие: глубина погружения свай – 82 метра, диаметр сваи – 2 метра.
Владимир Травуш:
- Фундамент – перепробовали разные конструкции. Даже плиту толщиной 8 метров! Ни один сплошной фундамент не подходил, т.к. появлялась разность осадок на разных участках. Тогда решили сделать коробчатый фундамент. Это два плиты, соединенные стенами. Посредине еще есть одна плита – в результате пространство фундамента разделено на 2 этажа.
- Напомним, что запись мероприятия можно посмотреть тут: https://clck.ru/Jjyxt
- Издание TATLIN.Plan. Лахта Центр можно заказать тут: https://tatlin.ru/shop/tatlin_plan_36