За последние несколько десятилетий произошли значительные изменения в мировой экономике, особенно в областях международной торговли и организации промышленности. Двумя наиболее важными новыми особенностями современной экономики являются глобализация производства и торговли, которая стимулирует рост промышленного потенциала в широком кругу развивающихся стран, и вертикальная дезинтеграция транснациональных корпораций, которые переориентируют свои основные сферы компетенции на инновации и товарные стратегии, маркетинг и сегменты производства и услуг с самой высокой добавленной стоимостью при одновременном сокращении их прямого владения такими "неосновными" функциями, как общие услуги и серийное производство.
Эволюция глобальной промышленной организации влияет не только на состояние фирм и структуру отраслей, но и на то, как и почему страны продвигаются - или не продвигаются - в глобальной экономике. Исследовательская работа в области глобальных производственно-сбытовых цепочек и политики изучает различные пути интеграции глобальных систем производства и распределения, а также возможности для компаний в развивающихся странах в плане укрепления их позиций на глобальных рынках.
1. ФРАГМЕНТАЦИЯ, КООРДИНАЦИЯ И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Отправной точкой для понимания меняющегося характера международной торговли и промышленной организации является концепция цепочки создания добавленной стоимости, разработанная международными учеными-бизнесменами, которые сосредоточили внимание на стратегиях как компаний, так и стран в глобальной экономике. В своей самой базовой форме цепочка создания добавленной стоимости представляет собой "процесс, посредством которого технология сочетается с материальными и трудовыми затратами, а затем обрабатываемые ресурсы собираются, продаются и распределяются". В этом процессе одна фирма может состоять только из одного звена, или же она может быть широко вертикально интегрирована.
Если производство становится все более фрагментированным в географическом пространстве и между компаниями, то как же координировать эти фрагментированные виды деятельности? Для Арндта и Киржковского варианты ясны:
Разделимость собственности является важным определяющим фактором организационной структуры трансграничного распределения продукции. В тех случаях, когда разделение собственности не представляется возможным, доминирующую роль, вероятно, будут играть транснациональные корпорации и прямые иностранные инвестиции. Там, где это возможно, возможны независимые отношения и прямые иностранные инвестиции менее важны (Арндт и Киржковски).
Такой двоичный взгляд на то, как глобальное производство может быть организовано либо через рынки, либо внутри транснациональных компаний, объясняется экономией транзакционных издержек с точки зрения сложности взаимоотношений между фирмами и степени, в которой они включают инвестиции, специфичные для конкретной сделки - специфичность активов. В то же время, поскольку стандартная продукция производится различными поставщиками и покупается разными покупателями, проблемы, связанные со специфичностью активов, незначительны. И наоборот, подход, основанный на транзакционных издержках, предлагает различные причины, по которым компании будут осуществлять определенные виды деятельности своими силами.
2. ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫХ ЦЕПОЧКАХ
Для того чтобы теория управления глобальными производственно-сбытовыми цепочками была полезной для директивных органов, она должна быть экономной. Она должна упростить и абстрагироваться от чрезвычайно неоднородного массива данных, выявляя переменные, которые играют большую роль в определении моделей управления цепочками создания стоимости, удерживая при этом, по крайней мере на начальном этапе, других участников в стороне.
В 1990-е годы Гереффи и другие разработали концепцию "глобальных товарных цепочек", которая связала концепцию цепочки добавленной стоимости непосредственно с глобальной организацией промышленности. Эта работа не только высветила важность трансграничной координации, но и растущее значение новых глобальных покупателей (главным образом розничных торговцев и фирменных маркетологов) как ключевых факторов формирования разрозненных и организационно фрагментированных производственных и распределительных сетей в глобальном масштабе.
3. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВЫМИ ЦЕПОЧКАМИ
При каких условиях можно ожидать появления рыночного, модульного, реляционного, кэптивного или вертикально интегрированного управления глобальными производственно-сбытовыми цепочками? Исследователи выделили три ключевых фактора, определяющих модели управления цепочками создания стоимости: сложность операций; кодифицируемость информации; и возможности поставщиков. Утверждалось, что такие координационные, или обыденные, транзакционные издержки возрастают, когда производственно-сбытовые цепочки производят нестандартные продукты, продукты со встроенной архитектурой продуктов и продукты, выпуск которых зависит от времени.
Ведущие фирмы усложняют свою работу, когда предъявляют новые требования к производственно-сбытовой цепочке, например, когда они стремятся к своевременному обеспечению поставок и когда они усиливают дифференциацию продукции. Однако ведущие фирмы также принимают стратегии по снижению сложности таких операций. Одним из важных способов достижения этой цели является разработка технических и технологических стандартов. Сложность информации, передаваемой между фирмами, может быть снижена за счет принятия технических стандартов, кодифицирующих информацию и позволяющих осуществлять чистую передачу информации между торговыми партнерами.
В то же время интеграция новых поставщиков в глобальные производственно-сбытовые цепочки также усугубляет проблемы координации. Kesing and Lall утверждают, что
от производителей в развивающихся странах ожидается выполнение требований, которые зачастую (пока) не распространяются на их внутренние рынки. Это создает разрыв между возможностями, необходимыми для внутреннего рынка, и возможностями, необходимыми для экспортного рынка, что повышает уровень мониторинга и контроля со стороны покупателей (Kesing and Lall).
Эти соображения подводят к построению теории управления производственно-сбытовыми цепочками, основанной на трех факторах:
- Сложность передачи информации и знаний, необходимых для осуществления конкретной сделки, особенно в том, что касается спецификаций на продукцию и процессы;
- в какой степени эта информация и знания могут быть кодифицированы и, следовательно, эффективно переданы и без необходимости инвестирования в конкретную сделку между сторонами сделки; и
- возможности фактических и потенциальных поставщиков в отношении требований сделки.
Если эти три фактора допускают только два значения - высокое или низкое, то существует восемь возможных комбинаций, из которых пять действительно найдены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученые разработали типологию управления глобальными цепочками начисления стоимости. Структура глобальных производственно-сбытовых цепочек во многом зависит от трех переменных: сложности операций, способности кодифицировать операции и возможностей производственно-сбытовой базы. Эти переменные параметры иногда определяются технологическими характеристиками продуктов и процессов (например, одни операции по своей природе более сложны и трудны для кодификации, чем другие) и зачастую зависят от эффективности участников отрасли и социальных процессов, связанных с разработкой, распространением и принятием стандартов и других схем кодификации.
Хотя существует множество факторов, влияющих на развитие мировой экономики, переменные, присущие модели, оказывают существенное влияние на формирование и управление глобальными цепочками начисления стоимости, независимо от того, в каком институциональном контексте они находятся. Один из ключевых выводов исследований производственно-сбытовых цепочек заключается в том, что доступ к рынкам развитых стран становится все более зависимым от участия в глобальных производственных сетях, возглавляемых компаниями, базирующимися в развитых странах. Таким образом, управление глобальными производственно-сбытовыми цепочками имеет важнейшее значение для понимания того, как компании в развивающихся странах могут получить доступ к глобальным рынкам, каковы могут быть выгоды от доступа и риски отчуждения и как можно увеличить чистые выгоды от участия в глобальных производственно-сбытовых цепочках. Хотя поиск путей устойчивого развития в глобальной экономике по своей природе является трудной и труднодостижимой задачей, выполнение нашей задачи в значительной степени облегчается благодаря более четкому пониманию различных способов управления глобальными производственно-сбытовыми цепями и ключевых определяющих факторов, определяющих эти результаты.