Более 30 лет спустя теория перспектив все еще широко рассматривается как наиболее доступное описание того, как люди оценивают риск в экспериментальных условиях.
Статьи Каннемана и Тверского по теории перспектив цитировались десятки тысяч раз и сыграли решающую роль в присуждении Каннеману Нобелевской премии по экономическим наукам в 2002 году.
- Любопытно, что спустя столько лет после публикации статьи 1979 года, существует относительно мало известных и общепринятых способов применения теории перспектив в экономике.
Можно было бы прийти к выводу, что, даже если теория проспекта является отличным описанием поведения в экспериментальных условиях, она менее актуальна за пределами лаборатории.
На мой взгляд, этот урок был бы неверным.
Скорее, основная причина, по которой так долго применялась теория перспектив в экономике, заключается в том, что в том смысле, что в следующем разделе я делаю точные выводы, трудно точно знать, как применять теорию перспектив в экономике.
Хотя теория перспектив содержит много замечательных открытий, она не готова к применению в экономике.
За последнее десятилетие исследователи в области поведенческой экономики много размышляли о том, как следует применять перспективную теорию в экономических условиях. Эти усилия приносят свои плоды.
- Значительный объем теоретической работы в настоящее время включает идеи теории перспектив в более традиционные модели экономического поведения, и растущий объем эмпирической работы тестирует прогнозы этих новых теорий. В этом эссе, после первого обзора теории перспектив и трудностей, связанных с ее применением, я обсуждаю некоторые из этих недавних работ.
Еще слишком рано объявлять эти исследования безоговорочным успехом, но быстрый прогресс последнего десятилетия вселяет в меня оптимизм, что, по крайней мере, некоторые идеи теории за в конечном счете найдут постоянное и значительное место в главном экономическом анализе.
Модель проспектной теории.
Оригинальный вариант теории перспектив описан в работе Kahneman and Tversky (1979). Несмотря на то, что в данной работе представлены все основные положения теории, предложенная модель имеет ряд ограничений: она может быть применена к азартным играм с не более чем двумя ненулевыми исходами, и прогнозируется, что люди иногда будут выбирать азартные игры с доминирующим статусом.
В 1992 году Ханеман и Тверской опубликовал модифицированную версию своей теории, известную как кумулятивная теория перспектив, которая решает эти проблемы. Эта версия, как правило, используется в экономическом анализе, и я кратко останавливаюсь на ней.
Эта формулировка иллюстрирует четыре элемента теории перспектив:
1) референсная зависимость,
2) отвращение к потерям,
3) снижение чувствительности
4) взвешивание вероятностей.
- Во-первых, в теории перспектив люди извлекают пользу из прибылей и убытков, измеряемых относительно определенной точки отсчета, а не из абсолютных уровней благосостояния: аргументом v(-) является xi , а не W + xi . Каннеман и Тверской мотивируют это предположение, известное как эталонная зависимость, явными экспериментальными доказательствами, а также тем, что наша система восприятия работает аналогичным образом: мы более приспособлены к изменениям таких характеристик, как яркость, громкость, температура, чем к их абсолютным величинам.
- Во-вторых, функция значения v(-) фиксирует отвращение к потерям, мысль о том, что люди гораздо более чувствительны к потерям - даже небольшим потерям, чем к доходам от одного и того же магнитуды. Неформально, отвращение к убыткам генерируется за счет того, что стоимостная функция круче в области потерь, чем в области прибылей.
Обратите внимание, что значение коэффициента усиления в $100, v(100), меньше в абсолютном выражении, чем v(-100), значение, установленное для убытка в $100. Ханнеман и Тверской делают вывод о неприятии проигрыша от того, что большинство людей отказывается от игры (-100, 12, 110, 12 долларов).
- Как показывает Rabin (2000), очень трудно понять этот факт в ожидаемой структуре полезности: долларовые суммы настолько малы по сравнению с типичными уровнями благосостояния, что при ожидаемой полезности игра оценивается практически нейтрально к риску; поэтому, учитывая ее положительную ожидаемую ценность, она является привлекательной.
Даже самый горячий поклонник теории перспектив признает, что экономический анализ, основанный на этой теории, вряд ли заменит анализ, который мы в настоящее время представляем в наших вводных учебниках.
Имеет смысл обучать студентов фундаментальным концепциям экономики с использованием традиционной функции полезности, не в последнюю очередь потому, что это проще, чем использование перспективной теории.
- Однако по мере того, как теория перспектив становится все более укореняющейся в экономике, разумное видение будущих учебников заключается в том, что, как только они завершат традиционное освещение какой-либо темы - например, поведения потребителей или решений по экономии потребления, организации промышленности или предложения труда, - они будут следовать этому разделу или главе, в которых задается вопрос:
Можем ли мы получить больше смысла в данных, используя модели, основанные на психо-логически более реалистичных предположениях? Я ожидаю, что теория перспектив займет заметное место в некоторых из этих, пока еще не написанных, глав.