Найти тему
Голос прошлого

Чужой мальчик. Начало

В квартиру на Смольном люди сходились вечерами и чувствовали себя дома и почему-то в безопасности, хоть бомбежкой могло убить в доме с таким же успехом, как и вне его.

Ну вот, пришли!

Наташка поднималась по лестнице легко, через ступеньку. Резко дернутый испорченный звонок застонал. Вукеша поджидала в прихожей, торопливо отмыкала замки.

Промозглый ленинградский воздух заползал Наталье за шиворот бархатной жакетки.

— Иди, девочка.

Наталья шлепала мокрый портфель на стол и, сняв со стены в прихожей ключик, возвращалась на лестницу открыть ящик для писем. Оттуда вытряхивались газеты, иногда и открытки, надписанные знакомыми почерками.

Второй приходила Надя. Она колебалась около двери. Ей, чужой, всегда немного неловко было звонить, и дверной звонок несмело два раза прозвучал под ее рукой.

— Иди, девочка,— так же встречала ее Вукеша.

Надеждино пальто было узко в плечах, широко в подоле. Собирались из подъемных денег после окончания института купить новое, но из-за войны был ускоренный выпуск, подъемных не выдали, потому что выехать из блокированного Ленинграда не пришлось, и новое пальто не сшилось. Надя была в круглоносых русских сапога? сорок второго номера, болтавшихся на маленьких ногах как футляры.

— Есть письма, Наталка? — несмело спрашивала Надя. Еще со школьных лет она находилась немного под Натальиным башмаком и побаивалась резких ответов.

— Пишут! — грудным от обиды голосом отвечала Наталья.— Я не понимаю...

— А Люська вчера от брата письмо получила. С южного фронта!

— Интересно, как же дошло?

— Вероятно, самолетом,— отвечает Надя, жалея о начатом разговоре. Странно, почему нет писем от Шурика. Хорошо бы получить письмо от Бори. Ведь не мог же он ее забыть! А раз от чужих людей с фронтов письма есть, а от своих нет, может быть, их, самых близких, нет уже на свете.

Вукеша бродит по комнате, поджимая бледные, уже старческие губы, и спрашивает про свою, затаенную, видимо больную, мысль:

— А что, девочки, правда, что Гитлер захватил Кронштадт?

— Фр-р! Ты это от кого слышала?

Вукеша растерянно молчит.

— Ты это опять в очереди или от своей Анны-Ванны? Эта Анна-Ванна давно в милицию просится! — визгливым голосом кричит Наталья.

Звонок снова дребезжит.

— Вот сейчас папа придет, я ему расскажу про твою Анну-Ванну! Не понимает, что ли, что противно!

Третьим в квартиру входит хозяин. Его два звонка деловиты и коротки.

— Где Наташа?— говорит он.— Позовите Наташу!— И достает ей из портфеля завернутые в газету два сухих сосновых полена. Когда-то с такой же молчаливой лаской он приносил ей конфеты, позже — всякие гребеночки, духи, красивые перчатки, все, что нужно подрастающим дочкам.

— Спасибо, пап,— отвечает она.— Пойдемте есть.

Отец подходит к заветному шкафчику. Шкафчик висит в кухне, старый, без замка, на дверце по стеклу — позеленевшие медные полоски, бывшие когда-то украшением. В этом шкафчике лежат все запасы семьи — дневной паек хлеба, мелкая тарелка с тягучим, как тянучка, вареным сахаром, два стакана с крупной солью и спички.

Отец выполняет роль патриарха в семье — он распоряжается запасами. За хозяином плетется по пятам странная какая-то, будто неживая собака. Шерсть у нее такая взъерошенная и мятая, как бывает у старых плюшевых мишек.

Хозяин достает из шкафчика хлеб, режет на доске на пять равных порций и подвигает к каждой из них несколько осыпавшихся крошек. Режет на пять частей маленький кубик масла — на брата выходит по пол игральной косточки.

— Старуха!— говорит он собаке, свалившейся у его ног.— Старуха!

Ему приходят в голову мысли о благородной собачьей душе—по Лондону и по Томпсону — и что хорошо бы ей выделить тоже какую-то часть порции, ведь голодают все вместе. Немного стыдно взглянуть в глаза собаке, да их и не видно, она уставилась в пол.

К обеду полагается перловый суп из соленой кошки, еще зимних заготовок. На второе каша из отрубей с горьким салатом — вырытых из-под остатков снега корешков одуванчиков — и с жидким соусом из пшенной крупы. К чаю по пол чайной ложки сахарной тянучки и но лепешке из дуранды зеленоватого цвета.

Лепешки едят медленно, со вкусом.

Иногда к чаю приходит какая-нибудь соседка, тоже получает лепешку, ест ее как пирожное и говорит Вукеше: «Как вкусно вы готовите!»

Девочки за обедом спокойны, почти веселы,

Вукеша, вздохнув, достает из-за пазухи фотографию военного, своего воспитанника, без вести пропавшего на фронте Натальиного брата Шурика, но Наталья кивает ей на отца, и карточка прячется.

— У нас на заводе...— говорит Надя,— Иван Петрович... — она мнется,— Иван Петрович...— Но нельзя же остановиться на полуфразе, раз уж нечаянно как-то начала, о чем не следовало бы говорить.— Иван Петрович...— И не придумав лучшего, продолжает: — Ничего, жив! — И мысленно видит умершего сегодня от голода старого рабочего Ивана Петровича.

— А у почты на лестнице,— говорит Ната,— вы видели?

— Ничего не видели,— сурово прерывает Надя.

— Покойники. Стоят в пальто, как мороженые столбы. Ничего. Я привыкла.

— Не надо, Наташа! — просит Надя.

— Я бы, кажется, этого Гитлера...— говорит или отвечает на свои мысли Вукеша.

Дядя Ваня молча ест и поглядывает на репродуктор.

— Говорит Ленинград, говорит Ленинград...

http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/785944692.ctskfok971ckswows00gg00s4.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg
http://waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/785944692.ctskfok971ckswows00gg00s4.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

Смерть еще не коснулась его семьи. Верно, Наталье под зимнее пальто легко влезает толстый полушубок, и лицо ее стало прозрачным и одухотворенным. Молодцом держится Надюша.

У старого друга Вукеши лезут волосы и сыплются зубы, а Лидию Ивановну ноги плохо слушаются, будто вместо них протезы, но семья, собравшаяся просто из знакомых людей, крепка, хоть родных по крови в ней всего два человека — он сам и его дочь Наталья.

Продолжение...