Абсолютно любой курорт имеет свои преимущества и недостатки. Когда клиенты просят выбрать им курорт, я всегда действую по одной схеме. Определяю с клиентом 3-5 курортов, которые подойдут ему по лечебной специализации. Потом мы отсеиваем те из них, которые по каким-то причинам не нравятся клиенту. Из двух лучших мы выбираем один исходя из его преимуществ. Когда я приехал на турецкие термальные курорты, то невольно начал сравнивать их с известными мне европейскими здравницами. И мой мыслительный аппарат работал в этом направлении постоянно. Сажусь кушать, думаю, где в санаториях Европы кормят лучше? Захожу в лечение отделение, смотрю, как оно оборудовано, и сравниваю с похожими курортами. Не сравнивал разве что номера. А остальное критически осмысливалось.
В большей степени после увиденного оставалось приятное послевкусие. Конечно, были и отрицательные оценки. Как без них, ведь идеальных курортов не бывает. Здесь мне хотелось бы сделать небольшую оговорку.
Хотя мой визит в Турцию был частично организован Ассоциацией медицинского и термального туризма, я не ставил перед собой задачу отмечать только положительные стороны турецких лечебных курортов. Я отдаю себе отчет, что термальным курортам Турции придется прилично поработать, чтобы оттянуть на себя часть турпотока, который направлен на курорты Европы. Поэтому одна из моих задач состояла в том, чтобы фиксировать и недостатки. И это уникальная для меня ситуация. Часто, когда я писал в отели Европы просьбы устранить недостатки, которые отмечали в отзывах мои клиенты, отельеры отмахивались. Максимум, слали мне отписки с заверениями, что примут меры. Наиболее показательной была ситуация с питанием в отеле Windsor (Карловы Вары). На протяжении четырех лет я отправлял туда негативные отзывы клиентов. Директор обещал сменить повара, уволить официантов, но так ничего и не делалось.
Турки, наоборот, просят искать у них недостатки и сообщать о них. В разговорах с директорами отелей, представителями Министерства здравоохранения Турции я почувствовал их желание вывести термальные курорты на мировой уровень. А если они такую задачу поставили, она будет выполнена. В свое время турки также ставили задачу поднять доходы от въездного туризма до определенной планки и выполнили задачу досрочно.
Почти в каждом отеле директора или главные менеджеры интересовались моим опытом работы на курортах Европы. Им было важно узнать все. Как работают отели? Как лечат людей? Как кормят? Даже просили указать, какие курорты Европы являются прямыми конкурентами турецким здравницам. Чем-то я их удивил, чем-то нет. Я тоже удивлялся. Например, было непонятно, почему турецкие отельеры ни разу не были на термальных европейских курортах, чтобы воочию увидеть, как там все организовано. Ведь они хотят догнать и перегнать курорты Европы. Точнее, некоторых из них – прямых конкурентов. Повторюсь, желание это настолько четко визуализировано, что директора отелей готовы на то, чего раньше никогда не делали.
Сижу в термальном отеле в Бурсе. Говорим с менеджером о другом курорте. Он спрашивает, что мне там понравилось. Я отвечаю, что местные грязи. А он говорит: «Если надо, я организую, чтобы нам в отель тоже привозили грязь для аппликаций. Только продвигайте наш отель». Для меня это было немыслимо. В Европе отельеры не соглашаются скорректировать даже пару процедур в лечебном пакете. А тут такие кардинальные решения.
В отелях Афьона и Памуккале спрашивал, можно ли предлагать потенциальным клиентам заранее составленные лечебные пакеты. Россияне, украинцы, белорусы, казахи привыкли бронировать санатории с уже включенным в стоимость лечебным пакетом. И часто спрашивают, какие процедуры включены в пакет. Турецкие отельеры отвечают, чтобы я составил им пакеты по своему усмотрению, и они все сделают для моих клиентов. Удивительно. Я говорю, что нужно – они берут и делают. Без споров и лишних вопросов. Директора отелей общаются так, как будто они почти банкроты и им больше всего в жизни нужны мои клиенты. Они спрашивают о таких деталях, о которых директор в принципе не должен думать. Я верю, что турецкие термальные курорты еще удивят многих людей. И для этого есть все предпосылки.