Кукольные традиции Германии и Франции несомненно более известны. Но нельзя не поговорить и об Италии. На мой взгляд, шедевры итальянских мастеров моды, живописи, музыки и скульптуры божественны! Но кукольные таланты в основном рождались благодаря немецкой технологии и немецкому вековому опыту. И, да простят меня почитатели итальянских кукол, для меня это разочарование.
В 2017 году ко мне обратилась клиентка из Милана с просьбой одеть ее любимую куклу. Она прислала фото и название фирмы. Я естественно пошла искать информацию и саму куклу, которую решила купить, потому что сотрудничество планировалось длительное.
Итак, сегодня у нас итальянская история FURGA.
История "Furga" длинная и захватывающая, и только некоторые ее части записаны в мемуарах. Многие истории живут только в рассказах старых рабочих или старушек, которые, объясняя свою работу, двигают руками, совершая ритуальные жесты, как будто между этими руками они все еще сжимают куклу. Так и кажется что эта кукла сейчас волшебным образом материализуется и сама расскажет нам свою историю.
Мастерская Фурга была основана Луиджи Фурга Горнини, дворянином из Мантуи, который имея поместье в Каннето-суль-Оглио, приезжал туда из города в летние месяцы.
Между 1870 и 1875 годами он создал лабораторию по изготовлению масок из папье-маше в Каннето: идея пришла к нему от Церезы, которая много лет работала на немецкой фабрике карнавальных масок и изучала мастерство папье-маше. Сначала они работали вместе и создавали маски для карнавалов.
Совместное предприятие длилось недолго в виду невозможности иметь постоянный доход, и Луиджи Фурга Горнини начал производить куклы, используя опыт рабочих, приобретенных в процессе производства папье-маше.
Самые первые куклы Furga имели тело из папье-маше и восковую (смесь стеарина, формальдегида и мела) композитную головку, но оригинальные детали не известны.
В Промышленном реестре провинции Мантуя 1915-1916 гг, компания Furga представлена такими словами - "Furga производит восковых и керамических кукол, которые очень популярны на рынке благодаря их отличному производству".
О производстве кукол с бисквитными головками, установленных на деревянных корпусах, из папье-маше и композиции из разных материалов известно лучше. Изначально эти головки импортировались из Германии: это подтверждается обнаружением в подвалах Палаццо Фурга в Каннето многочисленных кукольных головок разных размеров, большинство из которых были из немецкого Хойбаха из Кеппельсдорфа. Предположительно импорт кукольных головок длился с 1800 до начала 1900х годов.
Во время войны 1915-18 годов фабрика Фурга осталась без фарфоровых головок, потому что было невозможно импортировать их из Германии.
Луиджи Фурга умер в 1905 году и его дочь, Карлотта Фурга Горнини (известная как «синьора Лина»), решила основать отдел, производящий фарфоровые головки здесь, в Каннето, после войны. арлотта Фурга
В конце 1922 года были изготовлены первые фарфоровые головки с гравировкой "Furga-Canneto sull'Oglio-Italy" за шеей. Так на свет появилась компания "Ceramica Furga", продукция которой известна любителям и коллекционерам.
В начале 1920-х годов родились Mignonette ( карманные), маленькие куклы, полностью керамические. Точных изображений я не нашла. Я полагаю что они повторяли похожие куклы из Франции и Германии того времени. Некоторые образцы кукол имели нарисованные глаза, другие имели стеклянные. Почти все парики выполнены из мохеровой шерсти. Фирменный стиль этих кукол - белые чулки с синей каймой и черные туфли на каблуке, смоделированные и раскрашенные. Их размеры варьируются от 10 до 25 сантиметров.
Производство головок и кукол в бисквите продолжается компанией Furga до середины 30-х годов, в окружении других менее дорогих (таких как пастель и папье-маше), но никогда не достигает уровня качества французских и немецких ровесников. Деятельность Ceramica Furga продолжается до 1960-х.
Годы Второй мировой войны плохо документированы: министерский указ от 3 октября 1942 года запрещал производство игрушек любого типа. Но в 1944 году Лина Фурга просит немецкое командование «освободить» определенное количество рабочих (перечисленных по именам) от принудительного труда, поскольку они необходимы для производства компании. Тип производства не указан, но, возможно, он был временно преобразован в другие товары строгого потребления, а не в «предметы роскоши», так как вместо этого рассматривались игрушки.
В послевоенные годы компания выпускала макеты маленьких аттракционов, кукол, животных на веревочках, маленьких лошадей с телегами, лошадей-качалок и серии персонажей, произведенных по лицензии Уолта Диснея: Буратино, Джеппетто.
В 1946 году Фурга купила права на Труди у американки Элси Гилберт Крейри, милой куклы, которая смеется, плачет и спит. Это был большой успех, за которым последовали многие другие.
В это время родилась красивая кукла Тонино , созданная в 1955 году скульптором Дино Веллути. Произведенный как в керамике, так и в виниле, она даже получил награду Пиноккио д'Оро в 1959 году.
На смену опилкам и папье- маше, дереву и керамике приходят Синтетические смолы, которые запускают новые производственные системы и конечности кукол изготавливаются из винила, сваренного электроникой, моющегося и, следовательно, бесконечно более гигиеничного, на который Фурга получает патент. В 1954 году началось производство полиэтиленовых кукол, за которыми сразу последовал винил, в 1956 году.
Кукольная эволюция также означает Эволюцию общества и культуры, которая его произвела: в 60х годах итальянские женщины начали играть более важную роль в обществе. В те годы Фурга начала производство кукол с подростковым телом, в котором уже сквозила женственность, куклы имели длинные и распущенные волосы, готовые для расчесывания и укладки тысячами способов.
Вдохновленные модными актрисами и певцами 1960-х годов, такие куклы, как Сюзанна, Сильви и Шейла (1965) и несколько лет спустя, Симона (1967) сопровождаются бесчисленными нарядами, для любой ситуации и времени суток, мебелью, парфюмерией , парики, украшения, сумки, чемоданы и тысячи других аксессуаров. И это именно секрет их успеха: одевание, расчесывание.
В середине 1970-х годов именно в связи с определенным спадом на рынке кукол, ростом затрат на рабочую силу и сырье, сильными политическими и торговыми беспорядками - Фурга пережила период глубоких трудностей. Это привело к тому, что к 1976 году Фурга потеряла контроль над компанией.
Потом компания пыталась возродиться и даже выпустила серию кукол "BiriBiki" как дань высокой моде.
Но и это не помогло, и Luigi Furga & C., сыгравшая важную роль в истории итальянских игрушек, была закрыта в 1992 году, а бренд Furga остался только производственной линией для "Grazioli spa", который контролировал ее с 1977 года.
Маркировка кукол Furga
«Furga Canneto s.Oglio», безусловно, самая известная из многичисленных вариаций. Но в погребах дворца Луиджи Фурга были найдены модели с самыми разными надписями - «Сделано в Италии», «Италия», «FC s / O» (Furga Canneto sull'Oglio), «F.» (Furga?), "LCF" (Луиджи Фурга Каннето).
Вот так плавно мы приблизились к моей кукле.
Как я выяснила она из серии мини кукол Фурга. Рост куклы 17 сантиметров. Не могу сказать что ее личико мне нравится) Странно что итальянцы выбрали такое лицо для самых популярных кукол 70х годов.
Я купила такую девчонку в мою коллекцию, но продавец оказался хитрецом ( по итальянски это слово Furbo). Как Вам такое сочетание слов? В процессе вязания новых платьев, голова отпала(
Этот инцидент меня конечно очень расстроил, но надо было заканчивать работу. Я соединила голову с телом и продолжила вязание.
По заказу клиентки было связано несколько платьев, но я потеряла много фотографий готовых платьев. Сохранилось только два платья и несколько фотографий рабочего процесса.
И платье с кружевной юбкой. Цветовая гамма подбиралась в соответствии с пожеланиями заказчицы.
Моя итальянская история не закончена. Я нашла у себя еще несколько маленьких куколок итальянского производства, о них я напишу чуть позже.