Привет всем фанатам синематографа!
Есть такой почти беспроигрышный поджанр исторического кино как фильмы о войне. Если картина в нем снята хорошо, то ее создатели получают заслуженные почести, а зрители – ни с чем несравнимое удовольствие, причем, не важно идет ли речь о Троянской, Второй Пунической или Первой Мировой войне или вооруженном конфликте двух племен дикарей-каннибалов за труп белого ученого-этнографа.
Если же военный фильм снят из рук вон плохо – то его режиссер рискует свести свою репутацию до нуля, даже если до этого он был трижды «оскароносным» и всеми любимым. Это особенно справедливо для России и бывшего СССР по вполне понятным причинам. Фильмы о войне, прежде всего о Великой Отечественной войне, в нашей стране всегда были на особом счету. Их никогда не доверяли снимать кому попало.
К чему бы такая странная преамбула? И при чем здесь достославный «гонитель бесов» Никита Михалков?
А вот при чем! Совсем недавно мне впервые довелось посмотреть сразу обе части его «бессмертной» дилогии «Утомленные солнцем-2» под многообещающими названиями: «Предстояние» и «Цитадель». Я сделал это с большим опозданием, ведь фильмы вышли весной соответственно 2010 и 2011 года. Однако это тот самый редкий и счастливый случай, когда реально – лучше поздно, чем никогда. Но обо всем по порядку.
В середине 90-х годов прошлого века большой успех выпал на долю фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Режиссеру удалось тогда снять своеобразный кинороман, густо замешанный на антисоветских, антикоммунистических и антисталинских настроениях, переполнявших новую «демократическую» Россию, наконец-то сбросившую 70-летнее ярмо ненавистного для многих социализма.
Лента, не лишенная некоторых художественных достоинств, тут же получила «Оскар», как «Лучший иностранный фильм» и главный приз 47-го Каннского кинофестиваля. Кажется, я понимаю почему.
Приступая к просмотру «Утомленных солнцем-2», я ждал некоторого логического продолжения неплохого в целом фильма. К этому казалось бы обязывали и неслыханные для российского кино 95 млн $ бюджета и по-настоящему звездный актерский состав. Однако реальность многократно превзошла все мои стартовые ожидания и далеко не лучшим образом.
Олег Меньшиков (полковник НКВД Арсентьев), Виктория Толстоганова (жена комдива Котова), а также Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Мария Шукшина, Валерий Золотухин, Сергей Маковецкий, Инна Чурикова, Алексей Петренко, Евгений Миронов и другие звезды отечественного кино снялись в изощренном трэшовом комиксе на весьма деликатную, и до сих пор для многих больную тему.
Мастер «комнатного» кино с претензией на психологичность Никита Михалков (воскресший комдив Котов) откровенно не потянул эпический размах военной драмы о трагических годах Великой Отечественной войны. Вот уж на что я не переношу приснопамятного «рядового Райана», но на фоне развесистой михалковской «клюквы», спилберговская высадка на нормандском пляже выглядела вершиной настоящего и бескомпромиссного боевого кино!
В течение шести долгих часов автор показывает нам дорогостоящий видеоряд, море насилия, трупов и общей жестокости, однако все это кровавое «великолепие» выглядит абсолютно неубедительно, не вызывает жалости и сострадания к персонажам, а скорее наоборот – отвращает.
Общее впечатление – неудачно склеенный набор короткометражных эпизодов, часть из которых явно заимствована из других, реально хороших фильмов о войне. Откровенно фальшивая игра больших актеров, полное отсутствие какого-либо логичного сюжета. Про историческую достоверность я вообще молчу.
Самое интересное начинается где-то после первого часа просмотра. Внезапно приходит осознание того, что это не обычная, нормальная картина о войне, а авторский псевдоправославный лубок. И все сразу становится на свои места!
Стоило безногому священнику покрестить девочку в пионерском галстуке, как та счастливым образом спасается на плавучей мине, попутно беседуя с ней. «Спасибо тебе, мина! Плыви, плыви, родная!»
Отважные немецкие летчики бравируют голым задом непосредственно из пикирующего бомбардировщика, наши неучи не в состоянии отличить родные танки от вражеских. Угрюмый штрафник сражается с привязанной дверью на спине, авиабомба весом несколько сотен килограмм умудряется безопасно повиснуть на люстре.
Весьма колоритен и сам воскресший комдив. В его арсенале – перчатка с когтем-трансформером, которым он лихо орудует в драке с уркаганами на провинциальном вокзале. Годы лагерей, недоедания и болезней не в состоянии сломить его боевой дух и силу. С божьей помощью, Котов одной деревяшкой сдвигает за ствол фашистские танки. В другой сцене он играючи берет «языка», а затем по-доброму потчует нациста ремешком.
Апофеоз режиссерского креатива – сцена «с сиськами» и психическая атака укрепленной цитадели штрафниками с черенками от лопат наперевес под блатные мелодии на гармошке а-ля тюремный романс.
Еще были роды на грузовике под непрерывной бомбежкой, причем девицу, как оказалось, обрюхатил какой-то фашистик. Ребенка назвали, не отходя от кассы – Иосифом Виссарионовичем. «Кто? Девка? Нет. А кто?»
Моей коллеге по киноцеху Арине больше всего запомнился эпизод с участием товарища Сталина и торта. От души макнуть вождя мирового пролетариата в энтот самый торт – это бесценно.
Резюме: самый абсурдный фильм о Великой Отечественной войне, который я видел в жизни.
Понравилась рецензия?
Тогда подписывайтесь на мой канал, делайте репосты в соцсетях и ставьте лайки. Всем пока!