Моряки уходят на фронт
18 июля 1914 г. после официального объявления Россией войны Германии все императорские яхты, кроме «Александрии», встали к берегу, а офицеры и команды яхт были отправлены в казармы. В этот же день в штаб Морского Гвардейского экипажа пришел приказ о мобилизации, а до морского министра доведено пожелание императора об отправке батальонов, сформированных из личного состава Экипажа, на сухопутный фронт с включением в состав Гвардейского корпуса.
Было принято решение сформировать два батальона, укомплектовав их офицерами из состава экипажей императорских яхт. В каждом батальоне числилось по две роты с приданными к ним расчетами 37-мм орудий, пулеметной, подрывной и прожекторной командами и обозом. Первый батальон был составлен из роты «Ея Величества» и 2-й роты, а второй – из 3-й и 4-й рот Экипажа. Для экипировки офицеров и матросов из армейского интендантства поступило защитное обмундирование. Моряков можно было отличить от обычных пехотинцев по якорям, вышитым на левом рукаве гимнастерки.
В конце августа батальоны завершили полевую и стрелковую подготовку. Вдовствующая императрица и августейший шеф Экипажа – Мария Федоровна благословили моряков, офицеры увозили с собой на фронт подаренные царственными дамами образки.
В командование 1-м батальоном вступил капитан 1 ранга А.С. Полушкин, 2-м – капитан 1 ранга, князь С.А. Ширинский-Шахматов.
В конце августа эшелон со 2-м батальоном ушел на сухопутный фронт и 1 сентября прибыл в Ковно. Моряков тут же расписали по речным пароходам, перед которыми стояла задача: собрать на реке Неман баржи, отвести их вниз по течению и затопить в р-не Ильгово. Однако эту операцию пришлось выполнить несколько раньше – у местечка Средники, где был наведен понтонный мост для отступающих за Неман русских полков и беженцев, спасающихся от наступающих немцев. После этого моряки, забрав на борт раненых, вернулись в Ковно.
В дальнейшем батальону с приданными ему пароходами была поручена защита коммуникаций по Неману вплоть до немецкой границы у Шмаленникена. Кроме того, у Ковенской крепости моряками были поставлены фугасные заграждения. Вниз по течению моряки-саперы пускали мины, на которых подорвалось несколько немецких судов.
Затем батальон передислоцировался в Новогиреевск, откуда часть личного состава под командой старшего лейтенанта Бутакова была временно откомандирована в распоряжение 1-го батальона. Зимой 1914-1915 г. 2-й батальон несколько раз переходил из подчинения Вышегродской крепости к армейскому корпусу и обратно…
Вслед за своими товарищами отправились на фронт и моряки 1-го батальона Экипажа. 10 сентября эшелон прибыл в Новогеоргиевскую крепость на Висле. Там в распоряжение гвардейцев был передан принадлежавший крепости пароход «Наревский минер». Моряки вооружили судно четырьмя 47-мм пушками и таким же количеством пулеметов, а борта и рубку закрыли стальными щитами. Вскоре «речной флот» крепости пополнился двумя боевыми единицами – реквизированным у немцев пароходом «Фюрстенберг» (переименованным в «Вислянина») под командованием лейтенанта Хвощинского и небольшим пассажирским пароходом «Плотчанин», командиром которого назначили мичмана Керна. Дополнительно на Вислу из Петрограда доставили два моторных катера. Один из них вооружили двумя 37-мм орудиями, а второй оставили в качестве связного. На всех пароходах и катерах были подняты Андреевские флаги.
В ноябре 1914 г. на Висле во время траления обнаруженных в районе Влоцлавска немецких мин подорвался «Вислянин», у которого взрывом оторвало корму. При этом погиб матрос 1 статьи С. Редько и ранен матрос 1 статьи А. Фёдоров. Лейтенанту Хвощинскому удалось снять с парохода пушки и пулеметы, погрузить их на подводы и присоединиться к батальону в Вышегроде.
В первых числах декабря в состав 1-го батальона влились несколько частей гарнизона крепости, и на его основе был сформирован Отдельный Вышегродский отряд под началом командира батальона капитана 1 ранга Полушкина. В состав отряда вошли: 1-й Отдельный батальон Гвардейского экипажа, 3-й батальон пограничного полка, 8-я сотня 1-го пограничного полка, 2-я батарея 79-й артиллерийской бригады, 6-я крепостная гаубичная батарея, 6-я легкая и 11-я конная ополченская батарея, 3-й эскадрон 6-го гусарского Клястицкого полка.
Примечательно, что командиром этой экзотической воинской части стал строевой офицер, командовавший до этого боевыми кораблями МГЭ: эскадренным миноносцем «Украйна», яхтой «Александрия» и крейсером «Олег».
Отряду предстояло вести сторожевое охранение правого берега Вислы, препятствовать попыткам немцев переправиться через реку, поддерживать действия армейских частей в этом районе, с чем он вполне успешно справлялся до марта 1915 г.
На штурм Босфора
Весной 1915 г. после первых неудач в ходе проведения Дарданелльской операции и длительных переговоров союзники признали право России на обладание черноморскими проливами и Константинополем. В русских правящих кругах это известие было воспринято с восторгом: сбывалась давнишняя мечта о получении ключей от Царьграда. На протяжении многих лет русским военным командованием разрабатывались планы проведения масштабной десантной операции по захвату проливов. Казалось, настало время их осуществления.
В середине марта оба морских гвардейских батальона Экипажа собрались в Варшаве и, получив пополнение, отправились в Одессу, где сосредотачивались силы десанта. Здесь батальоны Экипажа были сведены в один, названный «Отдельным батальоном Гвардейского экипажа». Другим пунктом сбора войск служил Севастополь.
Одновременно с этим на Черном море была сформирована специальная Транспортная флотилия из 60-ти пароходов под командованием контр-адмирала А.А. Хоменко. Предполагалось, что Гвардейский экипаж первым высадится на турецких берегах и займет плацдарм для дальнейшей высадки основных сил десанта – 7-й армии под командованием генерал-адъютанта Щербачева.
В командование Отдельным батальоном вступил капитан 1 ранга А.С. Полушкин, а бывший командир 2-го батальона, капитан 1 ранга, князь С.А. Ширинский-Шахматов был назначен командиром отряда в Транспортную флотилию к контр-адмиралу А.А. Хоменко. В ходе подготовки Отдельного батальона из Петрограда в Одессу было доставлено знамя и оркестр МГЭ.
14 апреля 1915 г. в Одессу прибыл Николай II. Он произвел смотр батальона и вручил отличившимся в боях нижним чинам 20 Георгиевских крестов. Обращаясь к личному составу батальона, император сказал: «Я счастлив, что могу напутствовать Гвардейский Экипаж перед выступлением во второй для него поход… Во время последней турецкой войны Гвардейский Экипаж занимал Константинополь. Уверен, что Господь Бог приведет вам и ныне вступить в Царьград, во главе наших победоносных войск».
Командование флота было уверено в возможности успешного проведения операции в районе Босфора. Предполагалось, что захват Константинополя приведет не только к капитуляции Турции, но и к поражению в войне ее стратегических союзников – Германии и Австро-Венгрии.
Но Ставка Верховного командования поставила условие: войска высаживать только в ближайший оборудованный порт Болгарии, а таковым оказался Бургас, находящийся на значительном расстоянии от Босфора. Кроме того, необходимо было еще заручиться согласием пронемецки настроенного правительства Болгарии. Подготовка к операции затягивалась…
17 июля 1915 г. Отдельный батальон Гвардейского экипажа в количестве 28-ми офицеров и 1460-ти нижних чинов прибыл в Севастополь в распоряжение командующего Черноморским флотом адмирала А.А. Эбергарда. От последнего в адрес коменданта Севастопольской крепости поступило секретное предписание: «Отдельный батальон Гвардейского экипажа, вследствие его особого предназначения, ни в какие наряды не назначать, так как он будет заниматься тактической подготовкой в поле и производить двухсторонние маневры по высадке на берег и обратной посадке на суда».
Для выбора возможного места высадки десанта на Анатолийское побережье Турции в район Самсуна был откомандирован лейтенант Хвощинский, обследовавший на миноносце все Черноморское побережье Турции до Батума.
25 июля в Севастополь прибыл Великий князь Кирилл Владимирович и на следующий день, выполняя поручение императора Николая II, вручил гвардейцам крест из медных грошей, пожертвованных участниками обороны Севастополя в 1854 г., для водружения его над храмом Святой Софии в Царьграде (Константинополе). Торжественная церемония с Георгиевским знаменем и оркестром проходила во дворе Белостоцких казарм в Севастополе. Моряки торжественно поклялись выполнить наказ. Это событие ознаменовало начало нового этапа подготовки сил десанта – отработки в ходе учений основных элементов операции.
31 июля в Херсонесской бухте у Севастополя была произведена посадка батальона на транспорты «Иерусалим», «Афон», «Саратов». Отряд транспортов под конвоем крейсеров «Кагул», «Память Меркурия», отряда эскадренных миноносцев в сопровождении двух вспомогательных крейсеров и посыльного судна «Алмаз» с гидропланами вышел к месту высадки учебного десанта. Этому предшествовала авиационная разведка района. В 7 часов утра 1 августа отряд подошел к устью реки Кача, высадился на высокий крутой берег и захватил «неприятельские» укрепленные высоты. За высадкой десанта с борта транспорта «Саратов» наблюдал великий князь Кирилл Владимирович.
Тренировки и учения продолжались до конца ноября 1915 г. К этому времени определился состав сил десанта. Отдельному батальону Гвардейского экипажа отводилась роль сил первого броска десанта. Вслед за ними должны были высадиться два полка 16-го армейского корпуса, 3-я Туркестанская стрелковая бригада, Кавказская кавалерийская дивизия, Отдельная Донская казачья бригада, авиационный дивизион.
Доставка десанта к месту высадки поручалась Транспортной флотилии контр-адмирала А.А. Хоменко, насчитывающей около 60-ти транспортов, под прикрытием всех сил Черноморского флота.
Однако достигнуть договоренности о предоставлении порта Бургас не удалось. Болгария потребовала от России, чтобы та оказала давление на Сербию, претендуя на принадлежащую последней часть Македонии. Сербия категорически отказалась пойти на какие-либо территориальные уступки. Узнав об этом, Николай II якобы сказал с горечью: «Я же из-за них начал войну».
В ноябре 1915 г. командованию русской армии от высадки десанта в Константинополь пришлось отказаться. Отдельный батальон был морем доставлен в Николаев, откуда 12 декабря эшелоном прибыл на сухопутный фронт в Подволочиск. Позже он был причислен к 3-му лейб-гвардии стрелковому полку, входившему в состав 2-го гвардейского корпуса, а затем вместе с 1-м гвардейским корпусом вошел в состав Гвардейского отряда под командованием генерал-адъютанта Безобразова.
В феврале 1916 г. отряд вывели в резерв, и несколько месяцев он дислоцировался в окрестностях города Рыжицы Псковской губернии, в имении Адамово. В этот период часть нижних чинов Гвардейского экипажа были отправлены в Царское село, где их привлекли к постройке снежной крепости в Александровском парке. Вместе с моряками нередко трудились рядом Николай II и цесаревич Алексей Николаевич. В дневнике императора можно найти запись, датированную 18 февраля 1916 г.: «Долго гулял и работал с матросами у снежной башни, кот. сделалась громадною за мое отсутствие…»
В пекле «Русского Вердена»
На фронт, где уже полным ходом шла подготовка к летнему наступлению русских армий, гвардейцы вернулись в конце мая 1916 г. Гвардейскому отряду были приданы два корпуса 8-й армии, и на основе этих частей сформирована Особая армия генерала Безобразова, которой предстояло атаковать германские позиции в районе Ковеля, наступая по обе стороны железной дороги Ровно – Ковель с юга. Одновременно их сосед – 3-я армия – должна была вести наступление с востока и севера.
Общее наступление армий Северо-Западного фронта было назначено на 15 июля. После четырехчасовой артподготовки гвардейцы поднялись в атаку. Батальон Экипажа находился в первой линии окопов напротив деревни Щюрино, в промежутках между лейб-гвардии Павловским полком слева и лейб-гвардии 3-м Стрелковым полком – справа.
Перед моряками была поставлена задача – выбить немцев из Щюрино и отбросить противника за Стоход.
Участник этих боев Н. Кремнев вспоминал: «Трудно было найти более гиблое место, чем то, куда была брошена Гвардия. И действительно, берега реки Стоход были болотистыми, порой настоящими трясинами, между которыми можно было найти что-то вроде проходов, а если их не было, то, чтобы пройти, надо было заваливать болота. Противоположный берег был сильно укреплен противником, а имеющиеся проходы между трясинами были затянуты рядами колючей проволоки и обстреливались пулеметным огнем. Если к этому прибавить, что неприятель имел подавляющее количество артиллерии, а небо было в его руках, что давало возможность произвести глубокую разведку, то обстановка гибельного места делается совершенно ясной».
В 10 часов утра 3-й Стрелковый полк первым атаковал немецкие позиции и смог овладеть несколькими линиями немецких окопов справа. Немцы, подтянув резервы, контратаковали стрелков, и их натиск стал слабеть. Тогда лейтенант Гвардейского экипажа Хвощинский во главе 2-й роты моряков штыковым ударом с фланга отбросил противника назад и заставил его отступить. Стрелки присоединились к атаке моряков и при поддержке гвардейской артиллерии захватили восемь рядов немецких окопов. Немцы начали отступать вначале на этом участке, а затем и по всему фронту. К вечеру батальон Экипажа занял новые позиции и окопался в них. Победа далась гвардейцам нелегко, потери составили 50 человек убитыми и 120 ранеными. В качестве трофеев батальону достались две батареи артиллерии, несколько пулеметов, множество стрелкового оружия и различного снаряжение. В плен попали 160 солдат и офицеров одного из Ганноверских полков.
За этот бой лейтенант Хвощинский получил орден Св. Георгия 4-й степени, вместе с ним были награждены Георгиевскими крестами около 70-ти моряков-гвардейцев, в том числе матросы А.И. Поляков и А.В. Шинкаренко.
В этих боях, вошедших в историю Первой мировой войны как «бои за Стоход» или «Ковельская операция», русская Гвардия потеряла около 32-х тыс. человек убитыми, не считая раненых. Не зря эта операция именуется в мемуарах и научных трудах также «Русским Верденом» и «Ковельской мясорубкой».
Ночью немцы дважды пытались атаковать позиции Отдельного батальона, но вынуждены были отступить за Стоход.
После тяжелых кровопролитных боев Гвардейские корпуса сменили стрелковыми частями и вывели в тыл для пополнения и отдыха.
Через месяц, в двадцатых числах августа, Гвардейский отряд вернулся на фронт, где сменил 5-й Сибирский и 25-й армейские корпуса, понесшие большие потери во время неудачных атак. Теперь в дело предстояло вступить гвардии. Гвардейская стрелковая дивизия с приданным ей Отдельным батальоном Экипажа и гаубичной артиллерией заняла позиции на участке дер. Шельвов – Квадратный лес.
В сентябрьских боях 1916 г. за Квадратный лес особенно отличились пулеметные команды Отдельного батальона, около 30 моряков удостоились за мужество и стойкость Георгиевских крестов.
После непродолжительного отдыха моряки-гвардейцы вновь вернулись на фронт. Новым местом назначения стала крепость Измаил на Дунае. На другом берегу реки находились позиции болгарской армии – братьев-славян, за освобождение которых от турецкого ига русские моряки сражались в 1877-1878 гг.
В одну из январских ночей 1917 г. рота болгар переправилась через Дунай в районе Тульчи с целью разведки русских позиций. Болгарам дали возможность переправиться, а затем взяли в окружение и практически полностью уничтожили. В плен сдалось около сотни солдат. Эта операция стала последней во фронтовой летописи Отдельного батальона.
Под гвардейским вымпелом
С объявлением войны крейсер «Олег» под командованием капитана 1 ранга П.Л. Трухачева вошел в состав 2-й резервной бригады крейсеров. 19 августа 1914 г. крейсер выполнил поход к острову Гогланд, а в начале сентября вместе с другими кораблями соединения отправился в море для разведки на линии Стейнорт – Хобор.
В начале ноября крейсера отряда Особого назначения – «Рюрик», «Богатырь» и «Олег» прикрывали минный заградитель «Амур» и принимали участие в минной постановке у банки Штольпе. Накануне нового 1915 г. крейсера вышли на заградительную операцию: «Олег» выставил свои 96 мин у острова Борнхольм. Вся постановка заняла полчаса. В конце января командующий флотом прибыл на крейсер и наградил отличившихся крестами и медалями.
Первым боевым успехом «Олега» можно считать минную постановку, произведенную 13 января 1915 г. совместно с крейсером «Богатырь», на которой через несколько дней подорвался и получил повреждения немецкий крейсер «Аугсбург».
Яркой страницей боевой биографии гвардейского крейсера стал бой 18 июня 1915 г. во время похода отряда крейсеров к Мемелю, завершившегося столкновением с немецкими крейсерами «Ронь» и «Бремен» и уничтожением минного заградителя «Альбатрос».
К этому времени бывший командир «Олега» П.Л. Трухачёв вступил в командование Минной дивизией, в составе которой с первых дней войны сражались эскадренные миноносцы МГЭ «Войсковой» и «Украйна». Минная дивизия – детище адмирала Н.О. Эссена – входила в число наиболее боеспособных соединений флота и неоднократно отличалась в боях. Одним из таких славных дел стало участие дивизии в отражении попытки прорыва кораблей германского флота через Ирбены в Рижский залив. В представлении к награждению Трухачёва орденом Святого Георгия 4-й степени (в марте он уже был награжден Георгиевским оружием) отмечается: «…командуя вверенной ему дивизией в Рижском заливе, при наступлении неприятельских миноносцев с целью форсировать Ирбенский пролив 25 и 26.07, имея в своем распоряжении силы значительно слабейшие, чем у германцев, – искусным маневрированием, артиллерийским огнем и бдительной охраной нашего минного заграждения вынудил превосходные силы неприятеля отступить с потерей не менее двух неприятельских судов, при этом весь день 26.07, когда неприятель особенно напряженно вел наступление, несколько раз лично принимал участие в атаках на неприятельские суда и, находясь под сильнейшим огнем, все же каждый раз вынуждал его прекратить работы по очистке прохода, чем обеспечил наш успех, не понеся сам никаких потерь».
Еще одним ярким эпизодом в истории Гвардейского экипажа этого времени стал переход крейсера «Варяг» из Владивостока в Мурманск, где в сентябре 1916 г. началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, предназначенной для защиты морских коммуникаций, по которым осуществлялись поставки военных грузов из стран Антанты для России.
В состав нового объединения должны были войти крейсер «Варяг», линейные корабли «Чесма» (бывшая «Полтава») и «Пересвет». Эти корабли стали трофеями японцев в ходе войны 1904-1905 гг., но в начале 1916 г. выкуплены Россией. Сформированному из этих кораблей Отдельному отряду судов специального назначения под командованием контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина предстояло совершить в условиях военного времени труднейший переход через три океана.
«Варяг» укомплектовали моряками Гвардейского экипажа, служившими до этого на крейсере «Олег», миноносцах «Войсковой» и «Украйна», в составе Отдельного батальона, а также призванными из запаса и переведенными с других кораблей. 27 марта 1916 г. на «Варяге» были подняты Андреевский флаг, гюйс и Георгиевский вымпел – знак принадлежности к Гвардейскому экипажу.
Интересны впечатления о встрече с экипажем назначенного на «Варяг» старшего лейтенанта Б.П. Апрелева: «…меня приятно поразил состав кают-компании и команды. Все вахтенные начальники были из прекрасных офицеров Гвардейского экипажа. Вахтенные офицеры частью тоже из офицеров Гвардейского экипажа, частью прикомандированные к нему. Команда казалась прямо гигантами после сравнительно малорослых матросов “Чесмы”. Громадные люди, с красивыми чистыми лицами, с георгиевскими ленточками на фуражках, с золотой надписью ”Варяг”, хорошо одетые, дисциплинированные, производили отличное впечатление».
18 июня 1916 г. отряд вышел в море. Сделав заходы в Гонконг, Сингапур, Коломбо (о. Цейлон) и Аден, совершив переход через Красное море и Суэцкий канал, корабли прибыли 7 сентября в Порт-Саид. Отсюда «Варяг» под флагом контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина продолжил переход на Север в одиночестве. Средиземноморский участок маршрута проходил через районы боевых действий, поэтому крейсер находился в полной боевой готовности, артиллерийские расчеты не отходил от орудий.
5 октября «Варяг» миновал Гибралтар и вышел в Бискайский залив. Из британского Адмиралтейства поступили рекомендации относительно дальнейшего маршрута перехода, но адмирал предпочел руководствоваться собственными соображениями. Предположения оказались верными: за непродолжительное время на «рекомендованном маршруте» германские подлодки отправили на дно несколько кораблей.
После стоянки в Глазго, где корабль подготовили к плаванию в арктических водах, «Варяг» направился в Россию и 17 ноября 1916 г. встал на рейде Романова-на-Мурмане (ставшего в 1917 г. Мурманском). Однако техническое состояние корабля после перехода протяженностью более 15-ти тысяч миль оставляло желать лучшего, крейсер нуждался в капитальном ремонте, выполнить который в портах Северной России было невозможно. «Варягу» предстояло отправиться в Англию, а на боевую вахту по охране Северных морей заступил пришедший 12 января 1917 г. в Мурманск линейный корабль «Чесма».
В дни революции
В конце января 1917 г. Отдельному батальону Гвардейского экипажа было приказано срочно прибыть в Петроград. А с 15-го февраля батальон приступил к несению службы по охране императорского дворца в Царском Селе.
Батальон разделили на три отряда. Первый разместился непосредственно в Александровском дворце, где проживала семья Николая II, там же находился командир батальона, капитан 1 ранга С.В. Мясоедов-Иванов и большинство офицеров. Второму отряду под командованием старшего лейтенанта В.В. Хвощинского предстояло защищать подступы к Царскому селу со стороны Петрограда. Наконец, третий отряд под командованием старшего лейтенанта В.А. Кузьминского, не получивший определенных задач, расквартировался в 3-х километрах от ст. Александровка в селе Редьково-Кузьмино.
В дни февральской революции Морской Гвардейский экипаж одним из первых встал на сторону Государственной Думы и Временного правительства. Безусловно, это было связано, в первую очередь, с позицией, занимаемой великим князем Кириллом Владимировичем. Известно его обращение к начальникам частей, расквартированных, как и Гвардейский экипаж, в Царском Селе: «Я и вверенный мне Гвардейский экипаж вполне присоединились к новому правительству. Уверен, что и вы, и вся вверенная вам часть также присоединитесь к нам. Командир Гвардейского экипажа Свиты Его Величества контр-адмирал Кирилл».
1 марта 1917 г. оба отряда самостоятельно покинули расположение у Царского Села и прибыли в свои казармы в Петрограде, пройдя строем через Нарвские ворота (как в 1814 г. после войны с Наполеоном).
Впоследствии моряки Гвардейского экипажа по приказу великого князя заняли Царскосельский и Николаевский вокзалы, чтобы воспрепятствовать верным Николаю II войскам прибыть в столицу. Тем не менее популярности великому князю это не прибавило. 2 марта 1917 г. состоялись выборы нового командира Экипажа, матросы дружно поддержали кандидатуру капитана 1 ранга Лялина Михаила Михайловича.
Противоречивые слухи о революции в России докатились и до экипажа «Варяга», прибывшего в Англию. Брожение среди матросов прекратилось с получением распоряжения Главного морского штаба о возвращении всех матросов, призванных из запаса, в Мурманск и об отправке остальных, а также части офицеров в Америку для комплектования купленных там яхт. Отправками занимались всю весну и лето 1917 г.
После известия об октябрьском перевороте в России британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли и отправить на родину их экипажи. Последние 10 матросов охраны «Варяга» были списаны на берег в конце декабря 1917 г. Когда выяснилось, что большевики не собираются платить по царским долгам, англичане конфисковали «Варяг» и спустя некоторое время продали его одной из немецких фирм на слом. 5 февраля 1920 г. два буксира повели его в порт Глазго. Во время буксировки в Ирландском море начался сильный шторм. У берегов Южной Шотландии «Варяг» наскочил на скалы и затонул на мелководье. Поврежденный корпус разбирали на слом вплоть до средины двадцатых годов.
К этому времени Морской Гвардейский экипаж прекратил свое существование как боевая часть флота «за ненадобностью», именно так было указано в тексте приказа № 105 за подписью командующего Балтийским флотом, датированным 3 марта 1918 г.
Президент Военно-исторического клуба
«Морской Гвардейский Экипаж»
Леонид Александрович Малышев,
шеф-редактор издательства «Морское наследие»
Игорь Витальевич Козырь