После поражения Германии в Первой мировой войне, врагов в Европе, казалось бы, не осталось. Однако для поигравшей стороны условия, подписанного в Версале мирного договора, были настолько унизительными, что реванш рано или поздно должен был состояться. Франция, как давний соперник Германии на континенте, внимательно следила за развитием военно-морского флота соседа. И хотя его состав также довольно серьезно ограничивался Версальским договором, главным противником на море французский флот считал ВМС Германии. Важная роль в блокаде немецких военно-морских баз и портов Северного моря отводилась минному оружию и, соответственно, кораблям, способным его применять.
Еще в 1925 году Высший совет французского флота, рассматривая концепцию развития быстроходного минного заградителя, пришел к выводу, что нужный корабль будет иметь размеры крейсера. Однако подписанный в 1922 году Вашингтонский морской договор серьезно ограничивал суммарный тоннаж крейсеров каждого флота. Чудес на свете не бывает, и, чтобы уложиться в договорные ограничения и одновременно удовлетворить запросы военных, пришлось пожертвовать бронированием. Новый крейсер-минный заградитель при стандартном водоизмещении около 6000 тонн был его практически лишен. Его бронированные палуба и рубка защищали только от осколков. Впервые примененные на крейсерах французского флота трехорудийные башни главного калибра не несли никакой защиты вообще и пробивались даже осколками. Такова была цена за высокую скорость, мощное вооружение и способность нести до 200 морских мин. Корабль был заложен в августе 1931 года и был назван в честь выдающегося французского инженера-кораблестроителя «Эмиль Бертен». На испытаниях крейсер показал высокую скорость, развив почти 40 узлов. Поэтому сразу после вступления в строй в 1935 году, он стал флагманским кораблем флотилии эсминцев Атлантического флота Франции.
Еще до начала Второй мировой войны «Эмиль Бертен» был переведен в Средиземное море, где и встретил начало боевых действий, базируясь на Бизерту. Франция недолго оставалась участницей войны, подписав 22 июня 1940 года с Германией перемирие. За этот короткий промежуток времени в биографии крейсера была одна значительная боевая операция — корабль поддерживал французские войска в Норвежской компании и даже получил боевые повреждения от вражеской авиации.
Еще дважды он использовался в спецоперациях по вывозу золота. В первый раз в сентябре 1939 года крейсер вывез 57 тонн золота, принадлежавшего банку Польши. Во второй раз в мае-июне 1940 года он дважды совершил рейсы за океан, перевозя французское золото. Третий рейс не состоялся – Франция капитулировала и корабль с 254 тоннами золота на три года «застрял» на Мартинике. Где был разоружен в соответствие с соглашением между США и правительством Виши во Франции.
Вновь к боевым действиям «Эмиль Бертен» вернулся в феврале 1944 года, после того, как колониальная администрация Мартиники признала Французский комитет национального освобождения. До конца года корабль поддерживал десантные операции союзников на Французском средиземноморском побережье.
По окончании войны крейсер был переведен сначала в разряд учебных кораблей, а в 1959 году исключен из списков флота и затем продан на металл. Интересно, что корабль, который проектировался как быстроходный минный заградитель, ни разу за свою деятельность не использовался в минных постановках. И такое бывает.
_________________________________________________________________________________________
Émile Bertin в игре
Основные характеристики:
- 9 орудий калибром 152 мм. Дальность огня — 14,9 км (в базовой комплектации — до 13,6 км), а время перезарядки — 12 секунд.
- 2 трёхтрубных торпедных аппарата. Дальность хода торпед — 9 км. Скорость хода торпед — 60 узлов.
- Запас очков боеспособности — 26 500 единиц (в базовой комплектации — 21 100 единиц). Дальность видимости с кораблей — 12,6 км.
- Максимальная скорость хода — 39 узлов. Радиус циркуляции — 670 метров. Время перекладки рулей — 7,4 секунд (10,3 секунд).
__________________________________________________________________________________________
Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на блог! Интересные материалы из истории флота выходят у нас каждый день.