Найти тему
Мир кораблей

Émile Bertin. Молчание орудий — золото

После поражения Германии в Первой мировой войне, врагов в Европе, казалось бы, не осталось. Однако для поигравшей стороны условия, подписанного в Версале мирного договора, были настолько унизительными, что реванш рано или поздно должен был состояться. Франция, как давний соперник Германии на континенте, внимательно следила за развитием военно-морского флота соседа. И хотя его состав также довольно серьезно ограничивался Версальским договором, главным противником на море французский флот считал ВМС Германии. Важная роль в блокаде немецких военно-морских баз и портов Северного моря отводилась минному оружию и, соответственно, кораблям, способным его применять.

Еще в 1925 году Высший совет французского флота, рассматривая концепцию развития быстроходного минного заградителя, пришел к выводу, что нужный корабль будет иметь размеры крейсера. Однако подписанный в 1922 году Вашингтонский морской договор серьезно ограничивал суммарный тоннаж крейсеров каждого флота. Чудес на свете не бывает, и, чтобы уложиться в договорные ограничения и одновременно удовлетворить запросы военных, пришлось пожертвовать бронированием. Новый крейсер-минный заградитель при стандартном водоизмещении около 6000 тонн был его практически лишен. Его бронированные палуба и рубка защищали только от осколков. Впервые примененные на крейсерах французского флота трехорудийные башни главного калибра не несли никакой защиты вообще и пробивались даже осколками. Такова была цена за высокую скорость, мощное вооружение и способность нести до 200 морских мин. Корабль был заложен в августе 1931 года и был назван в честь выдающегося французского инженера-кораблестроителя «Эмиль Бертен». На испытаниях крейсер показал высокую скорость, развив почти 40 узлов. Поэтому сразу после вступления в строй в 1935 году, он стал флагманским кораблем флотилии эсминцев Атлантического флота Франции.

Крейсер Émile Bertin развивает скорость 35 уз. на ходовых испытаниях, 9 августа 1939 г.
Крейсер Émile Bertin развивает скорость 35 уз. на ходовых испытаниях, 9 августа 1939 г.

Еще до начала Второй мировой войны «Эмиль Бертен» был переведен в Средиземное море, где и встретил начало боевых действий, базируясь на Бизерту. Франция недолго оставалась участницей войны, подписав 22 июня 1940 года с Германией перемирие. За этот короткий промежуток времени в биографии крейсера была одна значительная боевая операция — корабль поддерживал французские войска в Норвежской компании и даже получил боевые повреждения от вражеской авиации.

Пробоина на палубе от попадания 500-кг бомбы
Пробоина на палубе от попадания 500-кг бомбы

Еще дважды он использовался в спецоперациях по вывозу золота. В первый раз в сентябре 1939 года крейсер вывез 57 тонн золота, принадлежавшего банку Польши. Во второй раз в мае-июне 1940 года он дважды совершил рейсы за океан, перевозя французское золото. Третий рейс не состоялся – Франция капитулировала и корабль с 254 тоннами золота на три года «застрял» на Мартинике. Где был разоружен в соответствие с соглашением между США и правительством Виши во Франции.

Вновь к боевым действиям «Эмиль Бертен» вернулся в феврале 1944 года, после того, как колониальная администрация Мартиники признала Французский комитет национального освобождения. До конца года корабль поддерживал десантные операции союзников на Французском средиземноморском побережье.

-4

По окончании войны крейсер был переведен сначала в разряд учебных кораблей, а в 1959 году исключен из списков флота и затем продан на металл. Интересно, что корабль, который проектировался как быстроходный минный заградитель, ни разу за свою деятельность не использовался в минных постановках. И такое бывает.

_________________________________________________________________________________________

Émile Bertin в игре

-5

Основные характеристики:

  • 9 орудий калибром 152 мм. Дальность огня — 14,9 км (в базовой комплектации — до 13,6 км), а время перезарядки — 12 секунд.
  • 2 трёхтрубных торпедных аппарата. Дальность хода торпед — 9 км. Скорость хода торпед — 60 узлов.
  • Запас очков боеспособности — 26 500 единиц (в базовой комплектации — 21 100 единиц). Дальность видимости с кораблей — 12,6 км.
  • Максимальная скорость хода — 39 узлов. Радиус циркуляции — 670 метров. Время перекладки рулей — 7,4 секунд (10,3 секунд).

__________________________________________________________________________________________

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на блог! Интересные материалы из истории флота выходят у нас каждый день.