Найти тему
Cosmoscow Mag

Интервью: Владимир Потапов

Владимир Потапов. Фото: галерея pop/off/art.
Владимир Потапов. Фото: галерея pop/off/art.

Недавно в галерее pop/off/art на ВИНЗАВОДе открылась выставка Владимира Потапова «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва». Художник исследует среду соцсетей и то, как они влияют на общественное сознание. Герой произведений Владимира Потапова – мужчина по имени Кирилл Благолепов, чей аккаунт в Facebook будто специально создан для накручивания голосов, лайков и других активностей. С помощью серии живописных работ и интерактивной инсталляции художник стремится увековечить виртуального персонажа и раскрыть тему цифровой имитации человека. Выставка продлится до 28 ноября.

Давай начнем с названия: «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва». Выбор имени, возраста и города был случайным или осознанным?

Кирилл Благолепов – это один из семнадцати акакунтов в Facebook, за которыми я следили на протяжении полутора лет. Он был наиболее полный и долгоживущий, остальных быстро заблокировали, а этот был удален последним. Возраст, имя, регион – это его данные, указанные в анкете. Этот профайл оказался самым «прокачанным». У него, например, помимо прочих данных было указано место работы: какая-то структура, связанная с железнодорожными перевозками. Такая «прокачанность» влияет на срок жизни фейка. От наполненности порой зависит, как скоро аккаунт будет замечен системой безопасности Facebook и удален. Это бывает с тысячами аккаунтов ежечасно, поскольку плодятся они невероятно быстро. Штампуют их программные алгоритмы, формирующие большие бот-сети. Сегодня примерно половина всех аккаунтов в соцсетях – это фейки.

Общий вид выставки. Владимир Потапов. Фото: галерея pop/off/art.
Общий вид выставки. Владимир Потапов. Фото: галерея pop/off/art.

В твоих работах, кажется, можно увидеть дихотомию советского и российского. Так ли это?

Я бы для начала уточнил, что использовать слово «российское» сегодня не совсем корректно. Более точно отражает сегодняшние реалии слово «постсоветское», как обладающее сильными признаками прошлой политической и культурной системы. У нас был период в 1990-х годах, когда, утверждая «российскую идентичность», громили «совок», как модернисты – классику, но это довольно быстро закончилось, потому что отрицанием прежнего порядка нового общества не построить. В экспозиции текстовый портрет и по бокам от него две полярные темы – советского футуризма и современного религиозного консерватизма – размещены не случайно. На мой взгляд, лодка советского и плот постсоветского находятся между двумя этими берегами, и штормит их один и тот же ветер, поджидают их одни и те же мели и скалы. Это не дихотомия, это прорастание одного через другого, эдакий Франкенштейн, отдельные части которого отрицают друг друга, но при этом как-то уживаются. Многие рьяные коммунисты были верующими. Это постоянное ментальное противоречие – национальная особенность.

Владимир Потапов¸ «Зона потенциала», 2019. Фото: галерея pop/off/art.
Владимир Потапов¸ «Зона потенциала», 2019. Фото: галерея pop/off/art.

В чем риск, на твой взгляд, совмещения инсталляции и живописи?

Риск здесь в том, что ты берешься раскрывать тему, другими словами – говорить о ней, на разных языках. Живопись – специфический медиум, он всегда говорит сам за себя, не нуждаясь в каких-либо комментариях и объяснениях. А инсталляция всегда немного обесценивает то, из чего состоит, превращает солиста в одного из исполнителей концерта. Их соседство вроде бы об одном и том же, где каждый медиум раскрывает замысел по-своему благодаря своим уникальным особенностям и, таким образом, высказывание становится глубже и полнее, но живопись любит солировать, поэтому такие сочетания не всегда гармоничны и нуждаются в тонких настройках.

Владимир Потапов¸ из проекта «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва», 2019. Фото: галерея pop/off/art.
Владимир Потапов¸ из проекта «Кирилл Благолепов, 32 года, Москва», 2019. Фото: галерея pop/off/art.

В инсталляции зритель становится активным участником: он может добавить характеристику главного героя. Тем самым создается еще большее количество сущностей Кирилла Благолепова. На каком этапе подготовки проекта ты решил добавить эту историю с посетителем?

Действительно, коллективный способ создания биографии Благолепова и его индивидуальности является переменным множеством, которое дополняется психологическим портретом и живописью на основе публикаций его аккаунта. Это был последний этап, когда были готовы живописные работы, психологический портрет и видео интервью с теми, у кого он был в друзьях на Facebook. В итоге это решение оказалось «вишенкой на торте». Но буквально за пару дней до выставки мы поняли, что колонны можно использовать как большие пьедесталы. И в течение одного дня мы собрали предметы, которые могли бы быть предметами личного пользования Кирилла Благолепова: 32 очень архетипических предмета, которые были, наверное, у всех его сверстников. При этом пьедесталы оказались значительно выше среднего роста зрителя, с пола разглядеть предметы наверху пьедесталов не представлялось возможным, нужно было подниматься на второй этаж. Этот пафос величины колонн придавал еще больше значимости этому персонажу.

Владимир Потапов¸ «Цифровая память», 2019. Фото: галерея pop/off/art.
Владимир Потапов¸ «Цифровая память», 2019. Фото: галерея pop/off/art.

Какими важными чертами, по твоему мнению, должен обладать современный художник?

Чтобы стать хорошим художником, нужно иметь широкий кругозор, высокий коэффициент адаптивности и высокий показатель «протусованности». Это гарантирует с большой вероятностью стабильно-среднее качество, неотличимое от большинства работ современного искусства. Другими словами, чем быстрее вы теряете свою индивидуальность, тем быстрее становитесь хорошим средним художником без каких-либо явных отличий от сокамерников по художественному заточению. Это совершенно типичный маршрут, подтверждаемый грустью и печалью этих авторов на склоне лет, которое у них всегда возникает при просмотре своих ранних работ. Это – первый вариант. Второй вариант – иметь определенное чутье на будущее, на скрытые тенденции, которые вот-вот проявятся. Это работа на опережение, позволяющая ухватить жар-птицу за хвост первым, или одним из первых. Как мне кажется, такое качество развить довольно сложно. Скорее, тут наоборот нужно отказываться от восприятия каких-либо информационных шумов, поглощения массивов данных и впитывания актуальных трендов. Другими словами, не заслонять свои антенны и иметь сильный сигнал, если хотите, с космосом! Есть и третий вариант, но про него я вам не расскажу!

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить ни одного материала!
Instagram
Facebook
Telegram
Вконтакте