Говоря о французской инженерной мысли (независимо от конкретной области), часто невольно задумываешься - не является ли у них главным принципом конструирования банальное "не как у всех"? И если, к примеру, система Режи Дарна при всей своей визуальной необычности доказала свою надежность и эффективность, то другим французским оружейникам так зачастую не везло.
Ружье Actionless 47 ("бесколодочное 1947 года") - это как раз такой пример "странного" конструирования. Причем появилось в металле и дереве оно даже без прямого участия своего создателя, который сам этого делать и не собирался.
Дело в том. что конструкцию бокфлинта с откидывающимся в сторону блоком стволов Морис Тоно начертил практически "в стол", опираясь на схему работы довоенного ружья Bretton с аналогичным складыванием. Однако он довел эту схему не то до совершенства, не то до безумия: достаточно посмотреть на отсутствие спусковых крючков на привычном месте. Утопив их в приклад, Тоно сделал ружье "полностью для правшей" - стрелять с левого плеча с таким прикладом не вышло бы без акробатики.
А вот вторая особенность этого бокфлинта в глаза не бросается. Да, стволы не пропаяны по длине боковыми планками, но это не редкость. Суть задумки раскрывает рекламная брошюра:
Стволы не только не спаивались вместе, но и вовсе могли разделяться. Таким образом, фактически Тоно создал мультикалиберную двустволку, у которой верхний ствол мог заменяться по желанию владельца хоть на "гладкий" другого калибра, хоть на нарезной.
Однако ружье так и оставалось в виде чертежей, пока те после развода в 1945 году Тоно с его женой не достались его бывшей супруге. В 1946 году в Бельгии Викторина Мари Маргарита Ламбер получает патент на их основе, а в 1947 году также подает заявку на американский патент, сейчас доступный в базе Google (выдан он был только спустя 4 года после подачи заявления - в 1951 году).
Первый лист патента иллюстрирует принцип соединения стволов - в передней муфте они качались на штифте, в нескольких местах упираясь друг в друга напаянными выступами. Первый минус конструкции сразу становится очевиден: сведение здесь не регулировалось. Собственно, поэтому нарезной ствол и устанавливался сверху вместе с собственными прицельными приспособлениями - ну а уж нижний дробовой стрелял относительно них "как повезет".
Второй лист еще ярче показывает "нетрадиционность" ударно-спускового механизма:
Здесь даже спусковые крючки работали "не в ту сторону", качаясь на нижних, а не верхних, осях.
Скрытые внутри колодки курки (ну да - как у "бескурковых" ружей курки все-таки есть, так и у "бесколодочного" колодка все равно была, конечно же) взводились толкателем, который при повороте ствольного блока отходил назад под действием штифта на ствольной муфте. Вторая скошенная прорезь во взводителе выводила наружу экстракторы стволов.
Этот же взводитель служил для запирания стволов: пока ключ (хоть он здесь привычной конструкции...) не был повернут, взводитель блокировался и не давал ствольному блоку повернуться.
Получив бельгийский патент, мадам Ламбер возвращается в Париж, где на деньги брюссельского инвестора Николя Пирара открывает фирму ARMO (Armes Modernes). Причем в качестве руководителя она привлекает не кого-то, а собственного бывшего мужа. Но то ли руководителем он оказался никудышным, то ли особо и не старался, факт остается фактом: так и не наладив серийный выпуск (изготовлено всего лишь небольшое количество ружей, и то, судя по клеймам, в бельгийском Льеже), ARMO закрывается.
Заключение контракта на выпуск не менее 38 тысяч ружей этой системы с фирмой Anciens Etablissement PIEPER S.A. завершилось аналогичным провалом: и эта фирма, оборудование на которой, по сохранившейся информации, было полностью изношено (!), вскоре закрылась, в общей сложности ружей системы "Тоно-Ламбер" было выпущено около сотни.