В последнее время попадается очень много статей с воспоминаниями бывших фашистов или японцев о пребывании в советском плену. Как им было бедняжкам тяжело привыкать к суровому советскому лагерному быту.
Но мне вспомнились рассказы, которые я в далеком детстве слышал от своего дедушки Хабибрахмана- участника 1-й мировой войны. В тот момент мне было лет 6-7, поэтому детали могут быть не точные, но впечатление рассказы производили незабываемые.
А рассказывал мой дед не о себе, а о своем старшем двоюродном брате Хартахае, служившем в царской армии и имевшем несчастье попасть в плен то ли к австрийцам, то ли к венграм.
К тому времени была подписана конвенция, запрещавшая жестоко обращаться с военнопленными. И поэтому, когда мой двоюродный дедушка Хартахай попал в плен, к нему отнеслись весьма неплохо. Дали помыться, накормили, выдали арестантскую одежду. Всех пленных сфотографировали. Фотограф очень вежливо советовал, как кому сесть или куда встать. Затем дали по конверту и листу бумаги с коротким карандашом и велели написать письма на родину о том, что они в плену и все у них хорошо. Фотографии вложили в конверты с письмами и отправили в Россию.
А дальше....
Построили их всех тесными рядами и погнали куда-то за пределы города. Затем подвели к огромной глубокой яме, в которой уже сидели несколько десятков грязных и изможденных людей, и всех туда посталкивали. И началось самое страшное.
Кормили раз в два-три дня, кидая в яму гнилые кочаны капусты и высыпая прямо на головы гнилую картошку. Воды не давали совсем. В яме были лужи от льющих периодически дождей, и пленные пили эту воду. На четвертый день переводчик сообщил, что у них будет особое угощение и поэтому три дня не кормили совсем, а потом бросили в яму двух тощих лошадей с перебитыми ногами. Голодные пленники принялись разрывать еще полуживых животных под хохот охранников. Двоюродный дед говорил, что ему удалось найти острую палочку и поэтому ему было легче отделять мясо с бедных лошадей.
Охранники вели себя очень "цивилизованно". Чтобы развеять скуку они периодически мочились на головы пленников. А иногда просто наугад стреляли в яму. Трупы никто не убирал. Сами пленные оттаскивали их в сторонку, закопать возможности не было.
Один из пленных сказал, что если в ближайшее время не попытаться сбежать, то дальше сил уже не будет и они все сгниют в этой яме.
Помогло то, что дисциплина у охранников была никакая. Они изымали у местных спиртное и напивались до поросячьего состояния. Кстати не понравившихся местных они тоже иногда скидывали в яму. Может быть это тоже сыграло роль в побеге.
В одну из ночей, когда охранники были уже никакие, деду и нескольким товарищам удалось выкарабкаться из ямы. Первого попавшегося надзирателя дед заколол той самой палочкой. Винтовки брать не стали, но поскручивали штыки. Один из этих штыков я видел в доме у внука моего двоюродного деда. Примерно такой как на фотографии.
Ну а дальше они шли лесами и болотами. Причем местные (кажется молдоване) их не выдавали, а наоборот помогали. давали еду, одежду. Так они добрались до своих, а дальше уже революция, гражданская война. в общем он вернулся наконец домой. Но штык принес с собой.
Так что по сравнению с тем, что пережил мой родственник, советский плен для фашистов - это настоящий санаторий.И пусть не жалуются.