Найти тему
ARCHITECTURE

Архитектурный дом «Ooi House»

Архитектурный дом Ooi House by Kerry Hill Architects - это эпохальный проект в современном архитектурном каноне Австралии. Пересмотр образа спустя более двух десятилетий после ее постройки оставляет поразительное впечатление, что дом с множеством нюансов неразрывно связан с его местом.

Можете ли вы вспомнить те архитектурные образы, которые произвели на вас неизгладимое впечатление? Для меня их трое: «Magney House» архитектора Glenn Murcutt (1984г.), «House in Nipponbashi» архитектора Waro Kishi (1992г.) и «Ooi House» Kerry Hill (1997г.). Эти современные минимальные образы сохраняются в моей памяти. Каждый проект является специфическим, очень изысканным отражением ограничений и местных условий; но я предлагаю, чтобы в этих проектах присутствовала открытость - наполненная воображаемым опытом зрителя - которая бросает вызов застоям их деятельности.

Дом Ooi, внесенный в реестр значимых для страны архитектурных памятников Австралийского института архитектуры, как известно, никогда не был заселен заказчиком работы. Семейные экскурсии в походы по реке Маргарет (Margaret River) и вокруг нее в Западной Австралии добавляют новые впечатления от архитектурного образа проекта: немногочисленные цикады, щелкающие в середине дня, горизонт, зажатый океанскими волнами и высокие леса, раскачивающиеся на галечной красной глине. Когда такие головокружительные впечатления соответствуют конкретному архитектурному замыслу архитектура, объект и опыт приобретают новый смысл.

https://architectureau.com/articles/revisited-ooi-house/#
https://architectureau.com/articles/revisited-ooi-house/#

Именно жизненный опыт Дома Ooi имеет решающее значение для понимания архитектурного воздействия этого раннего, но эпохального австралийского проекта архитекторов Керри Хилла (Kerry Hill Architects). Нарисованные вручную наброски фирменным синим карандашом изображают функциональные аспекты освещения, видения и направления, но в строго упорядоченном плане также присутствует пространственное наслаждение.

Функциональная планировка гостиной/спальной комнаты с севера на юг растворяется в хореографических моментах, вызванных застекленным внутренним двориком, погруженным читальным залом и заполненным плоскостями земляным коридором, которые приводятся в движение хореографическими движениями.

Перемещения пространства и опыта не позволяют воспринимать проект по отдельности как объект пейзажа или как фиксированную декоративную рамку. План, как идея, без особых усилий связывает все многообразие строений со зданием и жителями. Дом Ooi содержит архетипы и принципы, которые встречаются во всех ныне глобальных работах архитекторов Kerry Hill Architects всех масштабов и типов; дворовые пространства являются лишь одним из таких мотивов.

Внутренний двор, расположенный между открытым павильоном и закрытыми спальнями, инициирует движение пространства и обеспечивает бесконечные сдвиги в перспективе и выравнивании. Присутствие воды создает неподвижное и созерцательное пространство, а вид на небо и лес опосредованно проемами в твердых земляных стенах или растворяется отражениями, брошенными в безрамное стекло по всей высоте. Динамическое напряжение между горизонтом и самим собой противоречит упорядоченному плану, отрицая упрощение опыта и/или фиксацию на единичном изображении.

В секции потолок жилого павильона поднимается к небу в сторону северного света, создавая сезонную тень на полностью застекленные жилые помещения внизу. Дополнительное восприятие привязки обеспечивается расположением камина в почти каменной яме. Соседний земляной коридор на востоке забронирован сеткой из оливковых деревьев, а на западе он спускается, чтобы вновь соединить дом с естественным опусканием земли и диким прибрежным кустом.

https://architectureau.com/articles/revisited-ooi-house/#
https://architectureau.com/articles/revisited-ooi-house/#

Именно здесь лестничный пролет медленно уводит главную спальню на более низкий уровень, сохраняя почти двухэтажный внутренний объем внутри. К югу от него частично скрытое взрослое дерево видно через маленькие, тщательно расположенные окна, что способствует целенаправленному наблюдению за шелестом листьев или текстурой коры. Присутствие дерева усиливается объемом помещения, а сведение его к деталям создает ощущение уединения, защищенности и самоанализа.

Со временем дом сменил владельцев и пользователей, от частной резиденции до краткосрочного проживания. Новые жильцы привнесли в дом объекты домашнего обихода и украшений - это следует рассматривать не как критику декоративного вкуса, а как возможность обсудить прочность архитектуры. Прагматические компромиссы очевидны: окраска окон, устройства затенения, внутренние экраны и террасные настилы создают дополнительные барьеры для восприятия интенсивного порога между внутренней и внешней поверхностью.

Озеленение внутреннего двора и покраска стен читального зала теперь определяет эти пространства, вызывая ощущение защищенности по сравнению с ранее белыми стенами. Точно так же обширное покрытие деревянного пола узорчатыми коврами обеспечивает защиту, но скрывает продолжение материала изнутри наружу, тем самым визуально и ощутимо изменяя пространство под ногами. Эти дополнения к поверхностям не отрицают силу фундаментальной архитектуры, так что те люди, которые располагаются на объекте, и здание, все еще могут притянуть взгляд, как гравитация, туда, где река встречается с морем.

В то время как синий горизонт Индийского океана медленно скрывается от дома окружающим кустом, разбивающиеся волны все еще слышны. В отличие от многих архитектурных образцов, которые застыли во времени как музеи идеализированной архитектурной ценности, Ooi House остается живым - и запоминающимся - как тонкий сосуд динамичного пространства и разворачивающегося опыта.