Коммерческая концессия, франшиза, франчайзинг – все это отношения между двумя сторонами (бизнесменами), при которых один предоставляет право на ведение бизнеса на определенное время, а второй пользуется им за плату. Как это работает на практике?
Франшиза — это модель бизнеса, при которой предприниматель (франчайзи) покупает у другого предпринимателя (франчайзера) детальную систему бизнеса и поддержку по его ведению, а также маркетинговые и технологические материалы для его работы.
Схема работы франшизы
Представьте, что вы — предприниматель, который хочет масштабировать свой бизнес. У вас есть 2 варианта: открывать филиалы своей компании в других городах или использовать франшизу. По сути, франшиза будет инструкцией по открытию бизнеса под вашим руководством.
Вы подготавливаете учебные и технические материалы, систему поддержки по ведению вашего бизнеса и называете свою цену, в которую входит паушальный (первоначальный) взнос и роялти (ежемесячный фиксированный платеж). Когда все готово, запускаете рекламу и ждете покупателей.
Франшиза подразумевает коммуникацию, то есть объединение людей и использование собственного товарного знака (бренда).
Основные термины
Роялти – периодическая (ежемесячная фиксированная) компенсация за пользование брендом. В нее входит поддержка, систематические консультации и обучение, обновление бренд-бука (все маркетинговые материалы, которые может использовать франчайзи для открытия бизнеса), технической карты (инструкции по использованию оборудования, методики производства товаров/услуг), систематическая поставка продукции.
Паушальный взнос – взнос, который франчайзи вносит на стартовом этапе. Размер паушального взноса устанавливается в зависимости от направления бизнеса.
Он включает:
- право пользования товарным знаком;
- технологию бизнеса (инструкция с материалами);
- систему обучения;
- дополнительные ресурсы (например, оборудование, которое по условиям договора дает только владелец бизнеса).
Франчайзинг – способ масштабирования бизнеса, своего рода аренда товарного знака или бренда. Для предпринимателя (франчайзера) это возможность увеличить свой доход, повысить лояльность клиентов к его товарному знаку (продукции), а для франчайзи – возможность начать предпринимательскую деятельность с минимальными рисками, покупая и развивая уже заведомо успешную бизнес-модель.
Подробнее о том, что такое франшиза простыми словами, вы можете прочитать здесь: https://papapomog.ru/business-terms/chto-takoe-franshiza-prostymi-slovami