Наверное, самая влиятельная стоунер-банда, и её история довольно насыщенная. В 1987-м году в двадцатитысячном городке Палм-Дезерт, штат Калифорния образуется новый коллектив Katzenjammer. Название забавное, в переводе с немецкого – Кошачий вопль, что на сленге означает – Похмелье. Первый состав был такой: вокалист Джон Гарсия (John Garcia 04.09.70), гитарист Джош Хомм (Josh Homme 17.05.73), барабанщик Брэнт Бьорк (Brant Bjork 19.03.73) и бас-гитарист Крис Кокрелл (Chris Cockrell). Peбята пару лет чем-то там занимались, может, и сыгрывались заодно, и в 89-м меняют название на Sons Of Kyuss. Брэнт нашёл этого зомби-монстра в книге о ролевых играх Подземелья и драконы. Под новым названием записывают демо Demos или Sons Of Kyuss. 7 треков на 42 минуты.
В следующем, 90-м году, перебравшись в Лос-Анджелес, 19-го апреля, самостоятельно издают мини-альбом Sons Of Kyuss. Название, как у демки, но треки новые. 8 треков на 29 минут, покороче стали, да. 1000 копий на 12" виниле под своим лейблом Black Highway Music (BH001). Переиздали в 2009-м. Дезерт-рок варианта Сынов был тяжеленным и психоделичным, практически стоунером.
91-й стал годом обновлений. Название сократили до Kyuss (читается Кайас). Крис ушёл буквально в никуда, басить взяли Ника Оливери (Nick Oliveri 21.10.71). 23-го сентября издали дебютник Wretch (Негодяй) на мини-лейбле Dali в форматах CD/LP/MC (61256). В 2009-м и 2014-м переиздавали на двойном 12". 11 треков на 49 минут. 5 песен взяли с демки: Stage III, I'm Not, Big Bikes, Highway 74 и The Law, ещё пять с миника: Deadly Kiss, Isolation Desolation, Love Hass Passed Me By, Black Widow и Каtzenjammer. Была и новая композиция – Son Of A Bitch.
Качество записи были довольно низким, и сами гордые музыканты не считают этот альбом за полноценный дебют. Соотетственно и продажи были довольно низкими, несмотря на активное концертирование по югу Калифорнии. Кайас выступали прямо в пустыне, используя генераторы для своей аппаратуры. Гитарист Джош предпочитал играть на басовых комбиках, утяжеляя тем самым и без того нелёгкий саунд банды. Неудача с первенцем, мотивировала музыкантов не тормозить, а начинать работу над вторым.
Blues For The Red Sun (Блюз для красного солнца) вышел 30-го июня 1992-го на том же Dali (61340) в трёх форматах. Переиздан сразу на кассете польским Polton, в 2000-м на пурпурном 12" Dali, на компакте Еlektra в 2011-м, и винил в 14-м на Rhino. 14 треков на 51 минуту, включая три инструментала и четырёхсекундную коду Yeah. Название было взято из пятого эпизода сериала Космос: Персональное путешествие.
Новый продюсер Крис Госс вполне успешно перенёс живой саунд на запись, и альбом хорошо продавался и собирал положительные рецензии. Со временем, эта пластинка станет одним из первых стоунер-монументов. Такой звук, несомненно похожий на небожителей Black Sabbath, в то время был уже не новым, и гитарист отрицал сильное влияние англичан, утверждая, что особо их тогда и не слушал. Однако, несмотря на то, что обстоятельства складывались удачно и карьера пошла вверх, они опять поменяли бас-гитариста, ушёл Ник, а пришёл Скотт Ридер (Scott Rider 16.05.65, из думовой The Obsessed). Тем не менее, в следующем году разогревали Меtallica в Австралии. Запись третьего альбома Рооls Of Mercury была закончена ещё до турне, но у лейбла Dali начались проблемы, и его приобрёл крупный лейбл Elektra Records. Задержка с релизом протянулась целый год.
Это первая часть эпоса про Куuss, уже готовы вторая и третья части.
Статьи про похожие группы:
Ufomammut, Godflesh, Tool, Cathedral, Russian Circles, Dreadnought, Cult of Luna, Mars Red Sky, Inter Arma, Kadavar, Indian, Your Highness, Black Mastiff, Plateau Sigma