Наконец-то сподобился посмотреть фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» (2017). Странное впечатление… Попытка режиссера и автора сценария в одном лице показать весь ужас войны понятна. Тем более войны проигранной – Франция в 1940 году войну проиграла, а вместе с ней и английский экспедиционный корпус.
Сценарий был написан Ноланом еще лет 25 назад, когда он впервые побывал на месте реальных событий. Но тогда молодому режиссеру никто таких деньжищ на фильм бы не дал. Казалось бы, за 25 лет можно было продумать все до мелочей и исключить все нестыковки и ляпы, которые начинаются буквально с первых минут картины.
Итак, небольшая группа британских солдат бредет по Дюнкерку в поисках съестного. Неожиданно попадают под немецкий обстрел – одиночными, из винтовок. Англичане бросаются наутек и, конечно, получают пули в спину. Трое успевают добежать до Т-образного перекрестка. Думал свернут за угол. Куда там! Прямо побежали, чтобы перелезть через какие-то высокие деревянные ворота. Удается это только Томми, персонажу Финна Уайтхеда. Человеку даны инстинкты. Один из самых значимых – инстинкт самосохранения. Без него никто бы не дожил до старости. В тебя стреляют – уйди с линии огня. Для этого не обязательно быть опытным фронтовиком. Достаточно родиться человеком. Если человек от кого-то убегает (даже без стрельбы), то он инстинктивно хочет свернуть за какой-нибудь угол, чтоб выйти из поля зрения догоняющего.
Далее: перемахнув через ворота, герой Уайтхеда прижимается к ним спиной и начинает заряжать патроны в свою винтовку! А от ворот в это время щепки летят. Я понимаю, что солдаты экспедиционного корпуса деморализованы, но их ведь чему-то учили в учебках. Да и повоевать успели. Бродить по городу, за который идут бои с незаряженным оружием!?
Вместе с главным героем попадаем на побережье. На пляже британские солдаты, выстроившись в несколько очередей, ждут посадки на плавсредства. Если «хвосты» переминаются с ноги на ногу на песке, то солдаты в «головах» стоят в полной выкладке по грудь в Ла-Манше. При этом никаких кораблей и лодок нет ни то что рядом, а даже на горизонте. Видимо, режиссер хотел подчеркнуть этим стремление англичан на Родину. Действительно дальше будет сцена, где солдат, сбросив все лишнее, уходит домой вплавь.
Герой Уайтхеда пристраивается к одной из очередей. Последний солдат оборачивается, и окинув его взглядом произносит: «Ты куда? Здесь гренадеры!». Типа, у гренадеров своя очередь, своя касса, за ними свои корабли придут. Просили больше не занимать.
Группа солдат вместе с главным героем находят на нейтральной полосе баркас, стоящий на берегу в полосе отлива. Баркас оказался голландским. Команда его специально посадила на мель, чтобы потом с приливом забрать английских солдат и доставить их на противоположный берег. А пока вся команда спряталась на этом берегу. Вопрос: зачем такая многоходовка? Почему бы просто не загрузить англичан без отливов-приливов?
Едем дальше. В «Спитфайре» кончился бензин. Машина с остановившимся двигателем парит над пляжами Дюнкерка. В это время появляется Ю-87, который пикирует с бомбой на причал, где скопились сотни английских солдат. Английский адмирал (Кеннет Брана) опускает голову и закрывает глаза, отсчитывая последние секунды своей жизни. Драматический момент. Но тут раздаются очереди и горящий «Юнкерс» падает в воду. Кто!? Что!? А это герой Тома Харди развернул свой заглохший «Спитфайр» и без мотора на голом энтузиазме сбил гадину. Я смеялся. Этот истребитель еще минут 10 скользил в тишине на малой высоте. Я понимаю, что любой самолет – это по сути планер с мотором. Но вес этого «планера» 2,5 тонны.
А чего стоит солдат, который заснул на пирсе и проспал погрузку. Проснулся с утра, а уже и нет никого. Кроме адмирала. И ведь никто из земляков не разбудил, не растолкал.
Вообще по началу думал, что меня ждет мрачный фильм про модную нынче человеческую изнанку. Про «выжить любой ценой», про «каждый сам за себя». Пусть бы так. Но когда у людей, еще час назад готовых выбросить за борт своих товарищей, чтобы спастись самому, по прибытии на английский берег начинается патриотическая рефлексия! Дескать, мы не оправдали доверие, проиграли! Нам мирный английский люд в рожи плевать будет! Ненатурально.
В начале фильма Томми на улице Дюнкерка снимает штаны и присаживается по большой нужде. Немецкие пули не дают ему облегчиться. Попав на пляж, он первым делом опять снимает штаны, чтобы закончить начатое. Зачем это? Я прекрасно знаю, что оправление естественных надобностей – неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Но процесс дефекации высокохудожественным не назовешь. Зачем тогда на этом акцентировать? В фильме Юрия Мамина «Бакенбарды» два главных героя тоже «сидят» в травушке рядышком. Но сцена интересна не процессом, а диалогом в процессе.
И пафос! Куда же без него. Если солдаты охвачены своими низменными инстинктами – изо всех сил цепляются за жизнь, садятся ср…ть в кадре, то британские офицеры совсем не такие. Полковник, адмирал, летчики – они никогда не теряют самообладания, они делают свое дело, не взирая на опасность. Они никогда не оправляют естественных надобностей – им это вообще не нужно. Они, в отличии от солдат, готовы умереть. Когда английский полковник (Джеймс Дарси) по окончании эвакуации экспедиционного корпуса грузится на адмиральский катер, сам адмирал остается на берегу: «Теперь надо эвакуировать французов!» Восхищенный полковник вскидывает руку к козырьку. Очень напоминает «Перл-Харбор». Этот пафос выглядит нелепо в фильме.
Кстати, о напоминаниях. У меня впечатление, что все режиссеры, снимающие кино о тонущих кораблях, соревнуются с «Титаником» Джеймса Кэмерона. Хотя им ничего другого и не остается. Но здесь фамилия джентльмена, который вместе с сыном отправляется на собственной яхте спасать соотечественников – Доусон (Марк Рейланс). Джек Доусон спасал Роуз в «Титанике», мистер Доусон спасает английских солдат в «Дюнкерке». То, что он снимает солдата с торчащей из воды полукруглой кормы затонувшего парохода – это тоже прямой отсыл к «Титанику».
Каждое событие в фильме рассматривается с нескольких точек. С точки зрения солдата Томми, пилотов «Спитфайров», мистера Доусона и др. Нолан устраивает этакую «петлю времени». Затея интересная, но первые полчаса просмотра чувствуешь себя идиотом – все это уже было.
Спецэффекты. Иногда они на большой высоте. Иногда не очень. Особенно это касается взрывов бомб. «Маловато будет!» Понимаю, что на корабле или в толпе людей большой «бум» устроить нельзя, но дорисовать его на компьютере можно. Технологии 16-17 года уже это позволяли.
И, наконец, главный «хит»! Персонаж Тома Харди, который неплохо в тот день потрудился – сбил «Хейнкель», пару «мессеров», «Юнкерс», о котором я уже говорил, под аплодисменты британских солдат планирует вдоль берега. Долго летит с неработающим двигателем. Выпускает шасси и ювелирно сажает самолет на пляже, вылезает из кабины… сжигает самолет и сдается в плен! Он сел на немецкой территории. Хочется спросить у Нолана как у сценариста: другого решения не было? Ну, там, сесть на «своем» отрезке пляжа, на воду рядом с кораблем? И зачем было приглашать на эту роль Тома Харди? Лицо весь фильм наглухо закрыто кислородной маской и летными очками. Харди там или Вася Пупкин…
Но все же фильм стоит посмотреть. Хотя бы ради сцен воздушных боев. Это потрясающе!
Ради этих сцен можно посмотреть и все остальное.
Фото взяты из открытых источников