Найти тему
Евгений Вареньев

Для чего охлаждают боевую ракету в шахте

Ядерная ракета всем своим видом вызывает страх не только у тех, в чью сторону она направлена своим дрыном под головным обтекателем, но и у любого человека, кто хоть мало-мальски представляет последствия ядерного взрыва. Но только не у русских, потому что русские видят ракеты чаще, чем выступления медведей с балалайками.

Однако ракета при всей своей внешней строгости является весьма и весьма хрупким изделием, прямо-таки одуванчиком, и это не преувеличение. Например, ракета очень чувствительна к перегрузкам, механическим воздействиям, электромагнитным полям. Но самыми строгими являются требования по температурному режиму. В чем здесь кроется проблема?

Дело в том, что боевая ракета имеет в своем составе приборный отсек. Приборный отсек служит для управления, ориентации, навигации в полете, а также для обеспечения телеметрии, связи и других функций ракеты. В режиме боевого дежурства оборудование непрерывно работает, так как при поступлении из командного пункта соответствующего сигнала ракета должна моментально среагировать и отправиться в межконтинентальное путешествие.

Приборный отсек в процессе функционирования вырабатывает теплоту, и, если его не охлаждать, он перегреется и выйдет из строя. Но наиболее чувствительным к температурному режиму является ракетное топливо.

Приборный отсек ракеты
Приборный отсек ракеты

Так азотный тетраоксид, являющийся топливом-окислителем в такой ракете как Р-36 (именуемой «Воеводой» в отечественных рядах, а также «Сатаной» в рядах НАТО) и в различных ее модификациях, кипит уже при температуре + 21 градус Цельсия, а кристаллизуется при 11 ниже нуля. Кипение и кристаллизация топлива в баках ракеты недопустимо. Еще строже обстоят дела с твердым ракетным топливом, используемом, например, в ракетах семейства «Тополь». Температурный градиент (перепад) в несколько градусов по всей длине ракеты может привести к растрескиванию топлива из-за неравномерного теплового расширения. Чем это опасно? Дело в том, что процессом горения твердого ракетного топлива практически невозможно управлять. Поэтому его профилируют таким образом, чтобы скорость горения (другими словами, площадь поверхности горения) по мере выгорания топлива оставалась постоянной. Если посмотреть на твердое ракетное топливо в разрезе, то оно по этой причине похоже на цветок.

Способы профилирования твердого ракетного топлива
Способы профилирования твердого ракетного топлива

Когда в топливе образуются трещины, они увеличивают поверхность горения, что может привести к значительному росту давления внутри бака и взрыву. По этой причине воздух в шахте не только охлаждают (или подогревают), но и интенсивно перемешивают, чтобы исключить температурное расслоение по высоте шахтного ствола.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, оставляйте свои комментарии