Наблюдая как талантливые музыканты выступают вживую, обычно мы полны восхищения. Но как кто-то становится таким опытным?
Очевидно, что часы и годы посвященные практике являются необходимостью, благодаря чему достаточно большое количество известных музыкантов получили необходимое руководство от своих учителей и преподавателей в юном возрасте.
Но, пожалуй, наиболее интересными являются истории тех музыкантов, которые не имели возможности получить хорошее базовое формальное образование. Мы их называем музыканты-самоучки и часто видим их на сцене, по телевизору, читаем о них в журналах и в интернете.
Джими Хендрикс, Эрик Клэптон и Принс - трое великих людей всех времен - утверждают, что являются гитаристами-самоучками.
Даже Джон Леннон и Пол Маккартни были в основном музыкантами-самоучками. Это лишь некоторые из многих примеров.
Интересно, что исследование Питера Макинтайера и Джиллиана Поттера 2013 года, посвященное гитаристам и пианистам, связывало неформальную практику (самообучение) с повышенной мотивацией играть музыку, начиная от официальных концертов и заканчивая неформальными джем-сейшнами.
Кроме того, те, кто приобрел свои навыки в неформальной практике, были более склонны писать и создавать музыку. Действительно, гитаристов больше, чем пианистов, выходцы из неформальной практики.
Тогда необходимо задать вопрос: как это возможно, что кто-то может достичь такого уровня знаний без какого-либо учителя, обеспечивающего необходимые инструкции и указания?
Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий,продемонстрировали преимущества обучения навыку неявным образом, то есть обучению навыку без осознания основных процессов того, что изучается.
Джон Фрусчанте - гитарист Red Hot Chilli Peppers - научился играть несколько песен The Germs к 10 годам, но утверждает, что он действительно не знал, что делает! Действительно, неспособность словесно описать пошаговые процессы является характеристикой неявно приобретенного навыка.
Фронтмен одной из самых легендарных австралийских рок-групп «Daddy Cool», описал свои ранние музыкальные дни как:
Моя мама попросила меня присоединиться к хору, когда мне было 10 лет. Я научился петь гармонии, даже не зная, что происходит.
Росс Уилсон
Он был помещен в Зал Славы The Age Music Victoria
Уилсон, очевидно, учился петь гармонии неявным образом.
Важно отметить, что преимущества приобретения навыка неявным образом (в отличие от явного) очевидны. Исследования показывают, что сложные двигательные навыки, полученные неявным образом, более долговечны под давлением (например, выступая перед аудиторией), поскольку вероятность сознательного управления движениями снижается.
Давление часто заставляет людей задуматься о пошаговых процессах того, что они делают, и это часто приводит к снижению производительности. Но если навык был изучен без каких-либо знаний о пошаговых процессах, автоматические механизмы исполнителя вступают во владение.
Подобные темы также очевидны в других областях, таких как спорт. Американский профессиональный гольфист Бубба Уотсон утверждает, что никогда в жизни не проводил уроков по гольфу, и тем не менее он выиграл самое ценное из этого вида спорта.
Музыканта-самоучка Бэнкс, поделился своими мыслями:
Иногда мои последовательности аккордов немного отличаются или не имеют смысла. Я имею в виду, я даже держу свои пальцы иначе, чем должен. Но они делают музыку на 100% основанной на эмоциях и интуиции, а не на математике.
Что это значит для учителей и инструкторов?
Было бы сказать, что они не нужны, так как очевидно, что формальное обучение может ускорить процесс обучения. Однако эти примеры экспертов-самоучек демонстрируют ценность обучения навыку (на первый взгляд) неявно.
Как констатируют Макинтайр и Поттер в своих исследованиях гитаристов и пианистов: «Менее ограничительные условия, которые позволяют людям отстаивать свои интересы и обеспечивают личный выбор, имеют тенденцию к повышению креативности».
Соответственно, похоже, что роль инструктора должна состоять не в том, чтобы перегружать учащегося ненужной информацией (даже если она имеет благие намерения), а скорее в том, чтобы поощрять скрытое приобретение навыков.
Без сомнения, великие учителя и тренеры уже делают это, даже если они не осознают этого.
Если Вы настойчиво решите заняться музыкой или отдать свое чадо в музыкальную школу, помните эти истории, этих великих людей и знайте, что педагог лишь должен помогать раскрывать талант, сопровождать и давать «инструменты». Не переборщите с академическими навыками, они способны напрочь заблокировать то зерно таланта, которое ест в Вас или Вашем ребенке.