Разбираемся, что изменилось по новым правилам, и кого коснутся поправки в закон.
C 29 октября в России начала действовать новая редакция закона об ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности). Изменения отразятся на недобросовестных водителях, юридических лицах и мошенниках.
Медики будут выдавать документы о ДТП
До 2017 года в случае аварии водители подавали в страховую компанию справку о ДТП. Позже ее отменили, и информацию о происшествии записывали в проколы инспекторы. Теперь же документ, подтверждающий страховой случай, сможет выдавать не только полиция, но и медицинские учреждения и спасательные службы, выезжавшие на место аварии. С одной стороны, такие меры должны помочь водителям получить дополнительные средства из-за ущерба своему здоровью или повреждению авто, а с другой - могут стать причиной споров со страховщиками.
Цитата
“Вы знаете, это спорный вопрос: какое отношение к возмещению ущерба имеют спасатели, медики и прочие организации. В перспективе должна быть разработана система более точного определения, например, вреда здоровью в этих случаях или имуществу автомобиля. Потому что одно дело, когда машина разбита в ДТП, и другое, когда ее дополнительно режут спасатели, чтобы достать человека. Тогда автомобиль гораздо больше страдает и ущерб увеличивается. И, возможно, после вмешательства спасателей машина перестает быть ремонтопригодной. Может быть это поможет страховщикам в дальнейшем более подробно оценивать повреждения автомобиля, а может и создать предпосылки для злоупотреблений. Потому что в таких ситуациях страховщики могут сказать, что какие-то повреждения возникли в ДТП, а какие-то от воздействия на автомобиль. И соответственно мы их оплачивать не будем, потому что они были сделаны спасателями. Тогда возникает вопрос: кто будет это все компенсировать? То есть тут существуют такие подводные камни, которые в будущем могут быть использованы страховщиками в своих интересах”, - поясняет автоюрист Сергей Радько.
Пьяные за рулем
Ранее в случае ДТП страховая компания могла потребовать с водителя-виновника аварии возмещение ущерба, если он сел за руль в нетрезвом состоянии. Это требование выдвигалось страховщиком, когда факт наличия алкоголя в крови был доказан. Сейчас, с введением новых правил ОСАГО, случаев возмещения ущерба станет больше, потому что виновник будет обязан платить страховой компании, даже в том случае, если он отказался проходить медицинское освидетельствование. Компания просто подаст так называемый регрессивный иск и потребует возместить ущерб после аварии.
Автомобили с прицепом
Страховые компании по новым правилам могут подать регрессный иск и против водителей на автомобилях с прицепом. Это возможно в случае, если автовладелец стал виновником аварии, а его прицеп не был указан в полисе ОСАГО. Отметим, что новшество касается только юридических лиц, которым принадлежит транспорт с прицепом. На граждан на легковых автомобилях с незастрахованным прицепом это не распространяется.
Электронные полисы
Изменениям подвергся и пункт, касающийся электронных полисов. Ранее по закону страховая компания подавала на водителей иск в суд для возмещения ущерба в случае, если человек намеренно предоставил для оформления полиса ОСАГО недостоверные данные в электронном виде. Дело в том, что некоторые автомобилисты специально занижают мощность двигателя автомобиля или добавляют пару лет к своему стажу вождения, чтобы уменьшить стоимость полиса. И, если водитель попадает в аварию с таким ОСАГО, страховщики вправе подать иск на недобросовестного автомобилиста.
Теперь же водители просто не смогут онлайн оформить полис и оплатить его, если после проверки введенных им данных окажется, что автомобилист указал не те сведения. При этом не идет речь об отказе в выдаче полиса. Водителю просто предложат заново попытаться оформить страховку.
Цитата
“Право подать регрессный иск так и осталось за страховыми компаниями. Если водитель указал неверные данные, которые повлекли за собой уменьшение стоимости страховой премии, компания все равно обязана возместить ущерб этому автовладельцу в случае ДТП, но она же имеет право регресса к этому лицу. Но сейчас страховщикам дали еще дополнительное право предложить водителю устранить неточности, если на стадии оформления компания зафиксировала какую - то недостоверность в представленных сведениях. Однако немного не ясно, как будет действовать эта норма, не ясно как долго страховая компания будет проверять все данные водителей. Это нужно проверять на практике”, - говорит Сергей Радько.
Выезд за границу
Иностранный гражданин или владелец авто, зарегистрированного в другом государстве, теперь должен оформить полис ОСАГО перед въездом в Россию. Наличие документа будут проверять таможенные службы. Таким образом новое правило обезопасит российских водителей в случае ДТП с иностранными автомобилистами. А наши водители,отправляясь в путешествия за рубеж, все также должны оформлять грин-карту до пересечения границы.
Цитата
“Ужесточение правил действительно есть. Но для кого? Для пьяных водителей, которые отказываются пройти медосвидетельствование и мошенников, которые специально подделывают документы? Так, это правильно, согласитесь. Если человек сам принимает такое решение сесть нетрезвым за руль или пытается сэкономить на своей же безопасности и безопасности других, почему это должно сходить ему с рук? Это еще одна форма наказания - рублем. Если человек оформляет ОСАГО, это не должно давать ему право вести себя как попало на дороге и надеяться, что ДТП потом оплатит страховая компания. Поправки нацелены скорее на воспитание ответственности у водителей путем дополнительных санкций. Единственный спорный вопрос- это то, какие справки и в какой форме будут выдавать медики и спасатели, приехавшие на место ДТП. Эту систему нужно смотреть на практике. Поначалу скорее всего будет достаточно спорных моментов у водителей со страховой компанией. Но, если это будут добросовестные страховщики и система со временем будет работать отлажено, поправка станет хорошей формой поддержки водителей”, - говорит Екатерина Соколовская, водитель с 14-летним стажем.
Анастасия Заливухина