Найти в Дзене

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Самым выдающимся скульптором, работавшем в стиле абстрактного экспрессионизма, без сомнения, был Дэвид Смит, получивший свой первый опыт работы с металлом в области, лежащей далеко за пределами искусства: будучи студентом, в 1925 году, он работал сварщиком на автозаводе компании "Студебеккер" в штате Индиана. В 1926 году он переехал в Нью-Йорк, где учился живописи и рисованию в "Лиге студентов-художников Нью-Йорка" с 1927 по 1932 год. Смит создал свою первую скульптуру из металла в 1933 году. Сварочный цех в Бруклине предоставил в распоряжение Смита помещения, сварочное оборудование, материалы и опыт своих сотрудников для создания его скульптур. В 1940 году Смит переехал в Болтон Ландинг — отдаленную горную деревушку в штате Нью-Йорк, где и построил собственную мастерскую по своему проекту, назвав ее Terminal Iron Works по имени фабрики в Нью-Йорке. Смит называл свою мастерскую "заводским цехом… поскольку для создания моих скульптур необходима фабрика, а не студия". После гибели в авто
Дэвид Смит "Вид на реку Гудзон" (1951 г.) - сталь - 126.8 х 187.3 х 42.1 см. - Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Дэвид Смит "Вид на реку Гудзон" (1951 г.) - сталь - 126.8 х 187.3 х 42.1 см. - Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Самым выдающимся скульптором, работавшем в стиле абстрактного экспрессионизма, без сомнения, был Дэвид Смит, получивший свой первый опыт работы с металлом в области, лежащей далеко за пределами искусства: будучи студентом, в 1925 году, он работал сварщиком на автозаводе компании "Студебеккер" в штате Индиана. В 1926 году он переехал в Нью-Йорк, где учился живописи и рисованию в "Лиге студентов-художников Нью-Йорка" с 1927 по 1932 год.

Дэвид Смит "Голова-пила" (1933 г.) - бронза, окрашенное железо - 47 х 30.5 х 21 см. - Собрание поместья Дэвида Смита, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Дэвид Смит "Голова-пила" (1933 г.) - бронза, окрашенное железо - 47 х 30.5 х 21 см. - Собрание поместья Дэвида Смита, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Смит создал свою первую скульптуру из металла в 1933 году. Сварочный цех в Бруклине предоставил в распоряжение Смита помещения, сварочное оборудование, материалы и опыт своих сотрудников для создания его скульптур.

Дэвид Смит в своей мастерской, Болтон Ландинг (1953 г.) Фото — Дэвид Смит
Дэвид Смит в своей мастерской, Болтон Ландинг (1953 г.) Фото — Дэвид Смит

В 1940 году Смит переехал в Болтон Ландинг — отдаленную горную деревушку в штате Нью-Йорк, где и построил собственную мастерскую по своему проекту, назвав ее Terminal Iron Works по имени фабрики в Нью-Йорке. Смит называл свою мастерскую "заводским цехом… поскольку для создания моих скульптур необходима фабрика, а не студия".

Скульптуры Дэвида Смита, Болтон Ландинг (1953 г.). Фото — Дэвид Смит
Скульптуры Дэвида Смита, Болтон Ландинг (1953 г.). Фото — Дэвид Смит

После гибели в автокатастрофе Смит оставил миру порядка 700 скульптур. Его необыкновенная творческая плодовитость, только возросшая в последние десятилетия его жизни, частично объясняется строгой организацией производственного процесса и квазииндустриальным способом создания скульптур. Смит часто упоминал, что его студенческая работа в автомобильной и железнодорожной промышленности имела огромное влияние на его последующее творчество. Этот подход к созданию произведений искусства впоследствии будет в полной мере реализован следующим поколением творцов — скульпторами-минималистами.

Дэвид Смит "Вид на реку Гудзон" (1951 г.) - сталь - 126.8 х 187.3 х 42.1 см. - Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Дэвид Смит "Вид на реку Гудзон" (1951 г.) - сталь - 126.8 х 187.3 х 42.1 см. - Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Процесс создания "Вида на реку Гудзон" в 1951 году Смит описывал так:

Замысел возник из рисунков, сделанных мною на поезде по пути из Олбани в Поукипзи... На их основе я хотел создать эскиз скульптуры. Встряхивая бутылку с чернилами в руке, я испачкал ими руку. Чернильные пятна на моей руке очень напоминали мои пейзажные зарисовки. Приложив руку к листу бумаги, по получившемуся отпечатку я создал… что я создал? Вид на реку Гудзон? Впечатление от путешествия по реке? Видение? Чернильное пятно? Разве это имеет значение?
(Дэвид Смит)
Дэвид Смит "Вид на реку Гудзон" (1951 г.) - сталь - 126.8 х 187.3 х 42.1 см. - Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Дэвид Смит "Вид на реку Гудзон" (1951 г.) - сталь - 126.8 х 187.3 х 42.1 см. - Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Жанр пейзажа и в самом деле — довольно необычен для искусства скульптуры. Первые зрители были крайне удивлены этой работой. Инновационная работа Смита может быть описана как рисунок тушью в трехмерном пространстве, в котором мы прочитываем мотивы моста, ступеней, волн и скелетообразного очертания летящей птицы. В отличие от традиционной скульптуры, работы Смита не позволяют насладиться бесчисленным многообразием ракурсов, а могут быть рассмотрены лишь во фронтальном положении.