Степан Разин. Гравюра из английского издания 1672 года
Прибыв в станицу Старочеркасскую и зайдя в Воскресенский войсковой собор, на входе - в притворе храма вы увидите один из раритетов Донского казачества - кандалы и цепи, которыми по преданию, был прикован к стене Степан Разин.
По легенде, охрана опасалась, что Степан Разин может сбежать или просто раствориться в воздухе.
Считалось, что Степан Разин наделен темной силой. Церковные стены вместе с цепями и кандалами должны были разрушить волшебство.
Вот такая легенда.
Слушая и веря в неё, многие из туристов с благоговением трогают кандалы и цепь, некоторые крестятся, вспоминая Степана Разина.
Не скрою, что я и сам там бывал, трогал и вспоминал.
Если мы обратимся к истории, то узнаем, что Степана Разина действительно сильно боялись и после пленения сразу заковали в цепи. Считается, что пленил Степана Тимофеевича 14 апреля 1671 г. в Кагальницком городке (в среднем течении Дона) отряд черкасских казаков во главе с войсковым атаманом и крестным отцом Разина Корнилием Яковлевым. Документы ХIIV в. говорят, что "ево, Стеньку, привезли в Черкасской и заковали в кандалы и отдали беречь за крепкую стражу".
Историк XIX в. Николай Костомаров указывал, что после взятия Кагальницкого городка "Стенька был связан железным ужем". По прибытии в Черкасск Степана Разина заковали, как пишет Николай Костомаров, "освященной цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только святыня уничтожит его волшебство".
В конце апреля 1671 г. Разин и его младший брат Фрол были отправлены в Москву под сильным конвоем во главе с тем же Корнилой Яковлевым. Всю дорогу они были закованы в кандалы, и только в двух верстах от первопрестольной Степана и Фрола перековали, а потом, сорвав с казачьего атамана шелковый кафтан, обрядили в лохмотья и поставили на помост специальной позорной телеги под виселицу.
Очевидец того события англичанин Джон Хебдон писал: "Разин на помосте под виселицей стоял с цепью вокруг шеи, и конец цепи был переброшен через верхнюю перекладину виселицы у самой петли. От его пояса шла другая цепь, прикованная к обеим столбцам виселицы, к тем же столбам были прикованы и руки его. Ноги, в одних только чулках, тоже были закованы. От помоста тянулась еще одна цепь, которая охватывала шею его брата".
Историк Владимир Богданович Броневский (1784-1835 в "Истории Донского войска , пишет: "Войсковой атаман Корнилий Яковлев открыв убежище Разина, разбил его... 14 апреля 1671 года, взял его живого; ...приковал на цепь при дверях соборной церкви в Черкасске, где оная и по ныне сохраняется под именем Разиновой цепи».
Казнили Разина 6 июня 1671 г. на Красной площади в г. Москва.
Из вышеприведенных источников, следует что Степана Разина перековывали неоднократно. То есть, если кандалы могли остаться прежними, то цепей должно быть несколько.
К сожалению, к вмонтированным намертво кандалам и цепи в притворе храма станицы Старочеркасской есть вопросы.
Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Таким образом, в каменном храме Степан Разин физически не мог быть прикован в 1671 году. На месте каменного храма с 1650 года находился деревянный собор, построенный казаками после Азовского сидения. Из-за частых пожаров, случавшихся в Черкасске (тогдашнее название города) собор два раза сгорал. Поэтому, если Степан Разин и был прикован к дверям церкви, то в деревянном храме, а не в каменном, где в настоящее время находятся кандалы и цепи.
Вполне возможно, что кем-то из казаков, в качестве светлой памяти или наоборот в качестве устрашения и назидания, были сохранены подлинные кандалы и цепи и помещены в каменный храм, в месте прежнего содержания Степана Разина.
Евгений Астапенко в книге «Старочеркасск — колыбель казачества», (издательство Ростов-на-Дону, 2011 год), утверждает, что подлинные кандалы и цепь были украдены неизвестными похитителями в августе 1979 г. во время основательной реставрации собора. Так ли это, неизвестно, так как он не приводит источников данной информации.
Сама же история с приковыванием Степана Разина в притворе храма имела место быть и не вызывает сомнений.
Удачи.