А вы уверены, что знаете о том, чего на самом деле хочет ваш ребенок? Предлагаю вам почитать интересную статью о том, чего же хотят и о чем мечтают большинство дошкольников в России!
Детей спросили об их сегодняшней жизни и о том, как они представляют себе ее в будущем. В статье я анализирую, как изменились мечты и желания старших дошкольников за последние два десятилетия (сравниваются мечты и желания детей 1990-х годов с мечтами и желаниями детей того же возраста, высказанными в 2015 году). Основные результаты качественного анализа указывают на определенные изменения в структуре желаний дошкольника (в частности, увеличение "волшебных" нереалистичных желаний) и снижение негативного влияния отдаленной среды на детей.
Психологические исследования на детях убедительно показывают, что при исследовании процесса развития необходимо анализировать не только влияние непосредственной (проксимальной) среды, но и влияние отдаленной среды, оказывающей косвенное, но не менее существенное влияние. Изменения в социальной ситуации являются одним из основных источников изменений в отдаленной среде и могут вызвать повышенную тревогу и познанную беспомощность, ухудшить систему ценностей даже при сохранении благоприятных семейных отношений (т.е. непосредственного окружения).
Продольные исследования, описывающие непосредственные последствия крупных социальных потрясений, таких как Великая депрессия 1929-1939 годов или сельскохозяйственный кризис 1980-х годов, а затем прослеживающие их отсроченные последствия, показали, что психологические последствия социальных кризисов распространяются на самоуважение, интернализацию гендерных и семейных ролей, отношения со сверстниками и восприятие собственных возможностей; в дальнейшем все это влияет на успех как личной, так и профессиональной жизни.
Возраст, в котором дети переживают социальные потрясения, имеет решающее значение: чем младше ребенок, тем более разрушительным и устойчивым является его воздействие. По этой причине в последние годы все чаще проводятся исследования социальных изменений с участием дошкольников и детей раннего школьного возраста.
Следует отметить, что значимость изучения отношения, опасений и желаний дошкольников и детей младшего школьного возраста не ограничивается их пониманием того, насколько разрушительны те или иные ситуации, или в какой степени существует несоответствие между условиями развития и потребностями детей. Анализ восприятия детьми своего окружения позволяет оценить остроту и динамику социальных проблем. Это исследование рассматривает, как изменились мечты и желания современных дошкольников по сравнению с теми, которые были выражены дошкольниками в 1990-е годы (период начала экономических реформ в России).
Проектирование исследований, участники и методы
Результаты, представленные в статье, представляют собой небольшую часть кросс-секционного исследования, проведенного в рамках проекта "Дети в меняющемся мире". Проект был начат в 1992 году, через несколько месяцев после начала экономических реформ в России. Формат исследования — дискуссии (структурированные интервью) с дошкольниками о широком спектре аспектов их жизни. Интервью с участниками из той же возрастной группы были проведены еще дважды в 1990-х годах и трижды в период 2001-2015 годов. Интервью были приурочены к основным социальным изменениям в стране (переходу к рыночным отношениям, банковскому кризису и другим). Это единственное в России исследование по дошкольникам, которое охватывает более двух десятилетий и позволяет не только оценить особенности развития детей в конкретной социальной ситуации, но и оценить изменения, происходящие за относительно длительные промежутки времени. Исследование было проведено при поддержке Российского фонда содействия окружающей среде (РФООС)
Среди участников были дошкольники, которые проживают в Москве и посещают дошкольные учреждения.Возраст детей варьировался от 5,6 до 7,0 лет, и каждый из шести этапов включал 80-100 участников. Образцы формировались на основе одних и тех же принципов каждый год и являются сопоставимыми.
Ответы на следующий вопрос были истолкованы таким образом, чтобы определить мечты и желания участников: "Если бы у тебя была волшебная палочка, которая могла бы исполнить три желания, что бы ты просил?" Эта фраза позволила детям выразить любые, даже самые необычные, желания, а исследователям не только увидеть желания и фантазии детей, но и проанализировать их насущные потребности.
Ответы были классифицированы как "волшебные" или "реалистичные", а последние были разделены на три группы (пожелания для себя, для друзей и семьи и для всех). Проанализированы изменения в распределении различных ответов за определенный период времени (ответы в 1990-х годах сравнивались с ответами в 2015 году). В данной статье представлены только результаты качественного анализа.
Результаты и обсуждение
В 1990-х годах у детей было меньше "волшебных" желаний, чем тех, которые отражали их реальные потребности. Типичными "волшебными" желаниями 90-х годов были желание стать колдуном или научиться летать.
Количество "волшебных" пожеланий увеличилось в 2015 году, и они стали самой распространенной категорией. Сегодняшние дети с большей вероятностью, чем дети 1990-х годов, будут стремиться к нереалистичным или нереализуемым вещам ("не иметь ничего не возможного в мире, телепортации, иметь возможность перемещать вещи по своему усмотрению, так, чтобы ничего действительно невозможного").
Современные дети хотят стать колдунами, иметь волшебные палочки ("не простые, но с наставлениями, чтобы они могли делать только добро и не могли делать зло") или другие магические устройства, такие как летающие метлы.
Некоторым детям нужны персональные феи, или герои мультфильмов, или персонажи компьютерных игр, которые оживают. Другие дети хотят все сразу ("специальные волшебные украшения, которые могут сделать из меня фея или балерину, или русалку"). На мой взгляд, такое увеличение доли "волшебных" желаний имеет три причины: Во-первых, улучшение качества жизни (основные потребности детей уже удовлетворены) означает, что детям не нужно "тратить" свои желания на конфеты или игрушки, во-вторых, популярность книг фантазий, фильмов и мультфильмов (таких, как книги о Гарри Поттере или фильмы о вампирах и колдунах). В-третьих, возросшая вера взрослых в сверхъестественное, что является печальным знаком нашего времени и не может не сказаться на детях. Интересным и значимым для понимания социальных изменений является то, что рост "волшебных" желаний происходит не только среди дошкольников, но и среди детей старшего возраста, таких как подростки.
Дети, реализующие реалистичные желания, чаще всего спрашивают у себя (в 1990-х годах такие желания были даже более распространены, чем "магические"). Дети реже спрашивают о вещах для друзей и семьи и еще реже желают чего-то для всех. Хорошее представление о мечтах и желаниях участников — это высказывание одного ребенка: "Я хочу иметь все игрушки, которые хочу, иметь возможность делать все, что хочу, и стать взрослым как можно скорее."
Примечательно, что заветные игрушки со временем изменились. В 1990-х годах девочки обычно хотели кукол Барби, а мальчики — трансофрмеров. Многие дети мечтали о мягких игрушках животных. В 2015 году наибольшей популярностью пользовались различные типы конструкторов Lego. Дети также хотели игрушки, куклы и трансформеров с радиоуправлением.
В 2015 году дети часто говорили о желании иметь различные гаджеты, такие, как мобильные телефоны, планшеты, iPad, iPhone и другие устройства, которых не было в 1990-х годах. В 2015 году почти никто не просил сладостей, вкусной пищи или красивой одежды, что явно говорит о том, что эти продукты более доступны — они были доступны в 1990-х годах, но дети не получали их. Количество детей, которые говорили о желании разбогатеть и иметь большие деньги, в 2015 году было таким же, как и в 1990-х годах. Такое же количество детей говорили и о том, что хотят иметь домашнее животное. Кроме того, не менее распространенными были желания быстро расти, стать взрослыми, стать умнее, научиться читать и писать, "получить все пятерки в школе", "получить диплом, хорошо работать и зарабатывать много денег". Как и прежде, дети хотели быть здоровыми, "никогда не болеть" и "никогда не умирать". Участники исследования также хотели, чтобы "мама не расстраивалась" и "гордилась мной", "больше выходных" и "всегда дружила с друзьями и помогала друг другу в трудные времена".
Пожелания друзей и семьи несколько изменились. В 1990-х годах дети хотели, чтобы их родители зарабатывали много денег или искали работу с более высокой зарплатой (т.е. желанием финансового благополучия). В 2015 году таких пожеланий было очень мало. Другие надежды на друзей и семью в 2015 году остались теми же, что и в 1990-х годах: "чтобы все было хорошо в семье", "чтобы никто из нас не заболел" и "чтобы я отдал эти желания сестре, брату и другому брату, чтобы они могли чего-нибудь пожелать".
Глобальное" желание, чтобы дети "для всех" отличались в 2015 году по сравнению с 1990-ми годами. Во время первого пересечения в 1992 году, когда социально-экономические проблемы были особенно острыми, дети хотели, чтобы каждый имел возможность воспользоваться более низкими ценами и более доступным продовольствием, а также "иметь достаточно денег". В 2015 году такие пожелания не высказывались, но общее число "глобальных пожеланий" осталось неизменным. Дети хотели, чтобы "все было хорошо для всех и чтобы никто не болел, включая только что родившихся маленьких детей в больнице", "чтобы все жили вечно" и "чтобы все были счастливы".
В целом, мечты и желания дошкольников в 2015 году свидетельствуют об их относительно благоприятных условиях жизни и снижении негативного воздействия удаленной среды по сравнению с 1990-ми годами, несмотря на существующие политические и социально-экономические проблемы в России. Как и ожидалось, структура пожеланий детей несколько изменилась в соответствии с социальными, экономическими и технологическими изменениями в обществе.
Какие у вас мысли после прочтения статьи? Поделись в комментариях!
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канала. Спасибо!