Толе-бий - знаменитый казахский бий, государственный деятель, имевший огромное влияние на всю внешнюю и внутреннюю политику казахского государства начала 18 века.
Толе-бий являлся неформальным лидером Казахского ханства при престарелом Тауке-хане. Практически все вопросы решали только при его согласии. В то же время будучи выходцем из бедняков он не мог претендовать на верховную власть. Да и не стремился к ней, понимая, что кочевое государство казахов уже распадалось на отдельные племена.
Именно Толе-бий начал пропагандировать переход казахов к оседлости как гарантию сохранения государства. Для этого он предлагал кочевникам селиться в предместьях Туркестана и Ташкента, а также разрешил сартам селиться на казахских землях в Присырдарьинском регионе, а уйгурам в Семиречье. Так начал формироваться тот уклад жизни, который существует до сих пор, когда узбеки, татары и уйгуры занимаются торговлей и земледелием, а казахи животноводством, активно обмениваясь продуктами своего труда.
Правда не все было так идиллически и например в Ташкенте в 19 веке пригородные аулы казахов считались криминальными районами с процветающими подпольными "ханами" (трактиры и игорные дома), где изготавливался запрещенный крепкий алкоголь, который там же реализовывался. Об этом есть упоминания в романе великого узбекского романиста 20 века Абдуллы Кодири "Прошедшие дни".
Как бы там не было, но казахи стали активно селиться на территории современного Узбекистана и постепенно переходить к оседлому земледелию. Земледелие стало распространяться на юг Казахстана и в Семиречье. Однако практически до советского периода земледельцы все равно считались наиболее низшими слоями казахского общества - "жатаками"-шаруа.
Таким образом Толе-бий заложил основу устойчивости казахского общества в лице земледельцев, которые стали частью кочевого сообщества.
Сам Толе-бий длительное время был правителем Ташкента и получал в виде дани ежегодно 40 тысяч таньга за право использования земледельцами поливной воды. При этом он не жил в городе, а продолжал кочевать, что вызывало неудовольствие со стороны местного населения.
Но Толе-бий хоть и оставался кочевником в душе был против союза с такими же кочевниками-джунгарами. Его мечтой было сделать казахов оседлым народом, а союз с кочевыми ойратами грозил оставить казахов только в кочевом положении. Именно это и было причиной того, что Толе-бий выступал за войну с Джунгарским ханством.
В принципе по моему мнению он был прав и переход к оседлости стал спасительным для казахов.