Журналистика – самая разносторонняя профессия современности. Она совмещает в себе все сферы жизни общества. Политика и история, культура и социализация, труд, семья и досуг – эту профессию интересует всё. Она актуальна, многогранна в своем применении, полезна и всегда востребована. А главное – она о людях и для людей.
текст:Мария Торопова
В ней есть то, что привлекает меня.
В каждой профессии человеку необходимо не только знать теорию, но и уметь ее применять на практике. На первом курсе меня посещали мысли: Чем именно мне хочется заниматься на журналистской практике? Писать статьи для информационного агентства или работать на телевидении?
Я выбрала второе. Мне было интересно, что же происходит по ту сторону экрана. Хорошо, что у нас в университете есть «Учебное телевидение». Туда я и отправилась на практику во второй половине первого курса.
Работа на телевидении в корне отличается от работы журналиста в газете или на радио тем, что «телевидение – это командная работа». Только работая в команде, можно выпустить качественный материал. А для того, чтобы он вышел в эфир, над ним трудятся корреспонденты, операторы, осветители, режиссеры и звукорежиссеры. Также на большом ТВ есть редактор, стилист и руководство, которое обеспечивает возможность выхода материала в эфир. Команда может быть большой – как на федеральных каналах, средней – как в больших региональных компаниях или совсем маленькой – как во многих региональных компаниях не крупных городов. На «Учебном телевидении» при СГУ им.Питирима Сорокина трудится небольшая команда.
Для начинающего журналиста, который идет работать на ТВ, важно уметь взаимодействовать внутри коллектива, распределять обязанности и нести за них ответственность. Важно понимать, что необходим каждый присутствующий в команде.
Нина Зверева в своей книге «Школа тележурналиста» дает следующие советы во избежание недопонимания в коллективе:
1. Всегда помните: как бы вы ни были гениальны, в одиночку вы ничего не сделаете. Не приписывайте себе успех вашей программы – это заслуга всей команды;
2. Уважайте мнение своих коллег;
3. Не бойтесь критики;
4. Будьте готовы к переменам;
5. Уважайте всех членов коллектива.
Будущему телевизионщику:
Телестудия университета – одна команда, в которой трудятся студенты и работники телестудии. Их задача – доносить до аудитории новости, выпускать программу, делать сюжеты.
Сюжет – это изложение события в творческой версии автора. Он касается всех и каждого, интересен понятен. Будущие журналисты должны помнить об этом, когда работают над сюжетом.
Но кто же работает по ту сторону экрана на учебной телестудии?
Руководитель телестудии – человек, отвечающий за все, что происходит на студии. Он обучает практикантов всем азам телемастерства, учит выбирать новости, работать над ними. Он контролирует и корректирует работу корреспондента, оператора, монтажера. А еще помогает студентам снимать, монтировать, создавать выпуски. Он умеет все.
Корреспондент – тот, кто работает на передовой: собирает сведения, берет интервью, получает и обрабатывает первичную информацию. Ходит с микрофоном или петличкой. Работает в паре с оператором.
Оператор – то, кто обеспечивает качественную картинку, видеоряд. Он умеет работать с камерой, знает, с каких ракурсов снимать, как настраивать фокус, выстраивать свет при съемке. У него с собой всегда камера, штатив. Работает в тандеме с корреспондентом.
Монтажер – человек, который с помощью технических средств соединяет отдельные фрагменты аудио-, кино- и видеозаписей в композиционно единое произведение. Знает, как между собой монтируются планы, выстраивается свет. Умеет работать со спецэффектами. Умеет работать в Adobe premier CC.
Ведущий – тот, кто представляет новости и ведет передачи в эфире.
Больше информации о сленге тележурналиста можете узнать в предыдущей статье.
На практике нас учат поработать в роли каждого. И к выпуску, мы должны будем находить новости, делать сюжеты, работать в кадре, снимать и монтировать видео. Главное делать это качественно, и отвечать за свой продукт. Тележурналисту важно грамотно формулировать свои мысли, лаконично их доносить до аудитории, работать в кадре, работать над своей дикцией и уметь взаимодействовать внутри коллектива.
Если вы хотите больше узнать о журналистике, и тележурналистике, то советую прочитать вам:
1. Н.В. Зверева «Школа тележурналиста»;
2. Е.П. Прохоров «Введение в теорию журналистики»;
3. Д. Рэндалл «Универсальный журналист».