Получить трофей в 1945 году, еще до окончания Великой Отечественной войны, мог любой военнослужащий соединений Красной армии, которые вели боевые действия на передовой. Естественно, что пользовались возможностью отправить что-то ценное родным и близким все без исключения. Причем «ценным» на тот момент было почти все – карандаши и тетради для детей, одежда, ткани. Страна была разорена войной и ничего этого люди не видели много лет.
Мой дед, на тот момент молодой лейтенант-артиллерист сумел раздобыть ни много, ни мало – мотоцикл DKW. Подробностей он никогда не рассказывал, просто нашел в каком-то сельском ангаре и решил не проходить мимо. Находка так и закрепилась за тем дивизионом, в котором он служил. Надежный немецкий мотоцикл пришелся по душе всем, включая командование - в Красной Армии, да и в Советском Союзе на тот момент ничего подобного не было. Конечно на вооружении имелись тяжелые М-72, а вот легкие мотоциклы типа DKW с 350-кубовым мотором на тот момент были диковинкой. Это потом на его основе были сконструированы всем известные «Иж».
Мотоцикл даже удалось, так сказать, официально оформить, то есть закрепить как единицу материально-технического оснащения военного подразделения. В штабе были не против. Да и необходимость в легком и маневренном транспортом средстве на тот момент была серьезная – хотя бы связиста с донесениями в тот же самый штаб отправлять, ну и по другим надобностям ездить. Одним словом, техника оказалась весьма кстати.
Война к тому времени уже закончилась, и дед стал задумываться о том, как ему DKW как трофей оформить и в родную деревню переправить. Тем более, что дело на тот момент к демобилизации шло. Трофейный немецкий мотоцикл в глубинке в то время был серьезнее, чем представительский Мерседес-Бенц в наши дни. В колхозах такой техники не знали и в глаза не видели. Однако официально оформить DKW как трофей, а тем более переправить его на родину, оказалось не просто.
С этого момента в рассказе о своем мотоцикле дед всегда начинал темнить, по всей видимости не все чисто у него с оформлением получилось. Одно время говорил, что ему знакомый майор-земляк с отправкой мотоцикла помог – у старших офицеров квоты на трофеи более высокие были, а потом рассказывал, что долго – несколько месяцев - не мог получить мотоцикл на складе железнодорожной станции, куда его доставили эшелоном. Не оказалось какого-то нужного документа. А начальник склада тем временем даже акт подготовил, якобы мотоцикл неисправен, недоукомплектован и поскольку предъявителя нет- единица хранения должна быть списана, чтобы лишнее место не занимала.
Не знаю точно каким образом, уговорами, связями ил просто с помощью денег вернуть мотоцикл деду удалось. И прожил трофейный DKW NZ350 в нашей семье еще долгие годы. Жаль, что мне не достался. Был продан родственниками после смерти деда в 90-ые. Скорее всего за бесценок. К тому моменту он уже несколько лет простоял в сарае. Фоток с мотоциклом в семейном архиве не нашел, поэтому приложу парочку с Яндекс.Картинок. Моего деда на них нет!)))