Найти тему
Жаплов

Выписываем "больничный". Секреты "бесплатной" медицины. Часть 2

Берем "больничный"!
Берем "больничный"!

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда заболев и обратившись к врачу, мы слышим от него вопрос - а "больничный" нужен? При этом интонация врача сомнения не оставляет. Он его выписывать не очень-то хочет. Почему так происходит и как правильно поступить нам - пациентам? Для начала, ответ однозначный - "больничный" брать!

Более того - дальше всячески препятствовать возможным потугам врача закрыть его преждевременно. Вы должны знать - каждое заболевание имеет рекомендованный Минздравом срок нахождения пациента на "больничном". Он есть в свободном доступе в Сети.

Из врачей "больничные" приходится буквально выжимать

Впервые я столкнулся с активным противодействием медработника в этой сфере прошлым летом. Тогда мне по заболеванию полагался лист временной нетрудоспособности на срок до 90 дней, а врач начала пытаться меня выписать на работу буквально через две недели. Я не буду здесь говорить об морально-этических аспектах, они и так понятны. Вряд ли можно хоть чем-то оправдать эту позицию врача. Преждевременная выписка могла реально усугубить состояние моего здоровья и этого достаточно. В результате пары звонков по инстанциям мне удалось, правда, каждый раз преодолевая немое сопротивление медработника, довести длительность своего "больничного" до рекомендованных стандартов.

Ситуация вообще-то в других сферах невообразимая. Представьте, что вы в кассе оплатили билет на поезд, а вам его не хотят давать, потому что бланков на всех не хватает. Или вы оплатили полную стоимость поездки, а вас высаживают на следующей станции....

Теперь объясню, почему из врачей "больничные" приходится буквально выжимать.

Все мы, как граждане РФ являемся обладателями полисов обязательного медицинского страхования (ОМС). Этот полис прикреплен к какой-либо страховой компании. Их, страховых компаний, сейчас осталось не так уж много. Для пациента, то есть для нас с вами особого значения, какая именно это компания в данном случае значения не имеет. Страховщики играют в системе ОМС, конечно, важную роль, но для каждого конкретного человека эта роль, к сожалению не существенна. Реально отстоять наши интересы, в случае проблем, страховщики все равно не могут, да и не сильно хотят это делать. Это придется делать нам самим.

Страховые компании, в свою очередь, заключают договора с лечебными учреждениями на обслуживание застрахованных, то есть нас. Именно таким образом, деньги, которые выделяет государство на наше лечение в системе бесплатного здравоохранения в итоге доходят до больниц и поликлиник, а в конечном итоге - до врачей в виде зарплаты.

При этом не забываем, что деньги государство на это выделяет из бюджета, а пополняется бюджет за счет налогов, которые платим мы.

Ранее я уже говорил о том, что средств в систему здравоохранения государство выделяет явно недостаточно. Хотя отчисления в размере 8% от ежемесячного заработка работодатели исправно перечисляют за нас долей в Едином социальном налоге (ЕСН).

И давал рекомендации, как в этих условиях получить максимально полный комплекс медицинских услуг. Забавно, но сотрудники медучреждений встретили мои советы очень возмущенно. Ну отстаивать корпоративные интересы у врачей, что называется "в крови". Жаль, что они с таким же пылом не бьются за интересы пациентов, забывая о своих прямых обязанностях.

Как заставить врача работать. Секреты "бесплатной" медицины (читать)

Именно общий недостаток средств и толкает медработников на внедрение в повседневную практику негласных лимитов буквально на всё, в том числе и на выписку "больничных". Причем с листами временной нетрудоспособности ситуация складывается абсурдная вдвойне.

Во-первых, так как это бланки строгой отчетности, их выделяют в определенном количестве на каждое лечебное учреждение. Внутри поликлиники, больницы, санатория и пр. эти бланки также на вес золота уже у каждого конкретного специалиста. Не то, чтобы когда они кончатся, врач не может попросить еще. Но руководство такую "расточительность" мягко говоря не поприветствует. Потому что, в случае исчерпания этих бланков руководству медучреждения придется обращаться уже выше по инстанциям, а там с такими просьбами также никто никого не ждет.

Мне по заболеванию полагался лист временной нетрудоспособности на срок до 90 дней, а врач начала пытаться меня выписать на работу буквально через две недели.

Вот и получается абсурдная ситуация, когда врач пытается "закроить" от пациента "больничный уже на первом приеме. Так как заботится в данном случае о том, как бы не получить нагоняй от руководства. То есть опять же о себе, а не интересах пациента. Ситуация вообще-то в других сферах невообразимая. Представьте, что вы в кассе оплатили билет на поезд, а вам его не хотят давать, потому что бланков на всех не хватает. Или вы оплатили полную стоимость поездки, а вас высаживают на следующей станции....

Но самое главное - во вторых. В настоящее время, работодатель оплачивает работнику только первые три дня нахождения на "больничном". Затем обязанность оплатить листок временной нетрудоспособности переходит к системе обязательного социального страхования (ОСС). Бюджет которой сформирован из наших социальных отчислений. И в которой, как вы помните, также присутствуют страховая компания и территориальный фонд ОМС. И именно из этой общей копилки оплачивается деятельность медучреждений и в том числе - зарплата врачей.

И вот, каким то чудовищным образом, каждый конкретный врач при выписке и продлении больничного может руководствоваться не интересами живого пациента, а отстаивать интересы системы ОСС в целом. То есть, фактически работая за наш счет, пытаться на нас же и съэкономить. И каждый раз, когда мы отказываемся от выписки "больничного" листа в системе ОСС некий хранитель "копилки для врачей" облегченно вздыхает - так как именно этот пациент за деньгами из медицинского общака уже не придет.

Поэтому моя позиция однозначна:

- каждому из нас необходимо обязательно брать свой "больничный" при каждом оправданном заболеванием обращении за медицинской помощью. При этом настаивать на его выписке и не принимать в расчеты никакие доводы медработника.

- каждому из нас настаивать, чтобы сроки нахождения на "больничном" соответствовали рекомендованным Минздравом срокам. Опять же, не принимая доводы врачей о том, что вам и так внезапно похорошело.

И еще. Система выплат по листам временной нетрудоспособности по искаженной логике построена так, что нам, как пациентам порой даже самим не выгодно уходить на "больничный". Так как существуют нормативы по выплатам в зависимости от непрерывного стажа работы. Из-за этого далеко не все по "больничному" смогут получить 100% от среднего заработка в месяц. Коэффициенты, связанные со стажем могут снизить эту сумму и до 80% и до 60%. Однако врачи, каждый раз "заботливо" интересуясь, нужен ли вам "больничный", руководствуются отнюдь не заботой о вашем кошельке.

Если вам это не выгодно, можете просто не предъявлять полученный лист временной нетрудоспособности по месту своей работы. К этому вас никто обязать не может. Зато сам больничный" сможет послужить еще одним доказательством в вашу пользу, если с лечением (как это слишком часто бывает) что-то пойдет не так.

По многочисленным просьбам трудящихся добавлю, что с 2017 года действительно внедряются электронные листы временной нетрудоспособности. Или, как их неряшливо называют в ФСС - ЭЛН. Однако выдаются эти ЭЛН только по письменному разрешению пациента. Чтобы его получить нужно, чтобы ваше предприятие зарегистрировалось в этой системе и т.д. В общем, это отдельная и пока не слишком актуальная тема....

Важный нюанс - в первую очередь необходимо заботиться о своем здоровье. Поэтому, если ваше заболевание реально серьезное и способно представить угрозу вашему будущему, официально выходите на "больничный", даже не взирая на потери при выплатах с коэффициентами фонда ОСС. Выгоды и риски здесь несопоставимы.