Советская детская литература, самая передовая и идейная в мире, находится на новом подъеме.
За годы послевоенной пятилетки расширился круг детских писателей, стала разнообразнее и актуальнее тематика детских книг, повысился идейно-художественный и педагогический уро вень детской литературы.
Показателем художественной зрелости, идейной значимости и педагогической целесообразности лучших произведений детской литературы является присуждение за 1949 год Сталинских
премий — И. Василенко, А. Мусатову, А. Барто и С. Михалкову.
В литературу для детей и подростков вошел новый герой, ученик ремесленного училища, будущий рабочий и мастер социалистических фабрик и заводов.
Лауреат Сталинской премии, писатель и педагог И. Д. Василенко в повести «Звездочка» образно, поэтично, с большим чувством и мастерством нарисовал картину творческого, созидательного труда юных тружеников, учеников-ремесленников, работающих на крупном предприятии, выпускающем чудесные самоходные комбайны.
Труду и учебе молодежи на производстве посвящены и
книги — И. Ликстанова «Малышок», В. Курочкина «Бригада смышленых».
Книги эти прочно вошли в круг чтения учащихся среднего и старшего возраста.
Богат, разнообразен и увлекателен мир будущих рабочих, техников, мастеров, людей нового типа.
Педагогам следует внимательно отнестись к повестям о юных производственниках, о мастерах-воспитателях. В этих книгах
хорошо показаны учеба, труд, культура на производстве, огромная воспитывающая роль партии, комсомола, коллектива рабо чих, старых мастеров, энтузиастов общественного труда стахановцев.
Каждый вдумчивый учитель, прочитав повести И. Василенко, И. Ликстанова и В. Курочкина, сделает для себя оп ределенные педагогические выводы.
Обогатилась детская литература и новыми произведениями о сельских школьниках. Повесть А. Мусатова «Стожары» удостоена Сталинской премии. А. Мусатов показал поэзию труда на колхозных полях, нарисовал истинно поэтические, жизненные фигуры новых, колхозных подростков, для которых учеба в школе, творческий и радостный труд в родном колхозе являются основной формой служения социалистическому обществу, необходимой предпосылкой и условием для того, чтобы сделать «всю землю красивой и полезной", как мечтают об этом пионеры.
Любовь к своей школе и к родному колхозу, к труду, уменье работать с увлечением, инициатива, изобретательность, новатор ство, крепкая дружба, взаимопомощь, честность, чуткость и многие другие высокие моральные качества наших детей и под ростков показаны автором с подкупающей искренностью, свежестью и яркостью, без тени идеализации и нарочитого причесывания своих героев под «добродетельных» колхозных мальчиков и девочек.
Саня Коншаков, Федя Черкашин, Маша Ракитина, Степа Карасев, Зина Колесова, Алеша Сёмушкин — это живые и яр кие образы колхозных подростков, умеющих учиться, трудить ся и жить по-новому; но у них не всегда и не все получается так, как нужно.
Только после ряда ошибок возвращается в коллектив ребят Саня Коншаков. Повесть заканчивается дет ской «мечтой-думой» о светлом завтрашнем дне.
О колхозных детях и их посильном участии в труде взрос лых, написал чудесную повесть «Степное солнце» П. Павленко.
Правдивы, жизненны и привлекательны Сережа Емельянов, Зина Чумакова, Яша Бабенчиков, Вася Крутиков.
У каждого из них свое лицо, свой характер, своя манера говорить, свой стиль работы. Это маленькие труженики и болельщики за свой колхоз. Они умеют дружить, помогать друг другу, быть внимательными и заботливыми, строгими и требовательными, чуткими и отзывчивыми.
Их интересы широки и разнообразны.
Они ув лекаются «Повестью о настоящем человеке» Б. Полевого, с
волнением слушают сообщение о Тольяти (действие повести происходит в 1948 году). С любовью и гордостью за колхозных ребят говорит о них полевод:
«Послал я их в ночное с конями, а они контрпроект вносят: мы, говорят, за одно и горючее будем охранять и машины, когда комбайнеры уснут».
Хорошо, красочно и вместе с тем просто показана новая степь и ночная работа комбайнов. Широко раскинулась кол хозная степь, горит костер,
«а ночь темным-темна, и в глубине се, как в отдаленной пещере, движется огненное видение ком байна, и пахнет простором, мазутом, травами, и как-то свежо- свежо на сердце, точно оно впервые бьется ради своего удо вольствия».
Это совершенно новый степной пейзаж, которого не могло быть ни в «Бежином луге» Тургенева, ни в «Степи» Чехова, ни тем более в степи Гоголя.
Хорошую книгу об участии сельских школьников в восстановлении разрушенного фашистами колхоза написала Л. Воронкова.
Ее повесть «Село Городище» читается с неослабевающим интересом.
О детях и подростках на войне мы имеем такие книги, как «Сын полка» В. Катаева «Тайна Соколиного бора» Ю. Збанацкого, «Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского.