Развитие робототехники - это новая область исследований на стыке робототехники и наук о развитии, в частности психологии развития и нейронауки.
Она представляет собой междисциплинарный и двуединый подход к робототехнике, в рамках которого, с одной стороны, используются роботы для конкретизации и исследования моделей, созданных в области наук о развитии, а с другой стороны, разрабатываются более совершенные роботизированные системы на основе результатов исследований в области онтогенетического развития.
Судя по числу недавних и предстоящих конференций, симпозиумов и специальных журналов, становится очевидно, что растет интерес к робототехнике в целях развития.
Инженеры ищут новые методологии, ориентированные на развитие робототехники и создание более автономных, адаптируемых и коммуникабельных робототехнических систем. Роботы могут быть использованы в качестве инструмента для исследования воплощенных моделей развития.
Неврологи и психологи, специализирующиеся на развитии, а также инженеры могут получить значительный опыт, пытаясь внедрить определенную модель в роботов. Этот подход также известен как синтетическое нейронное моделирование или синтетическая методология.
Методология исследований, за которую выступает развивающая робототехника, очень похожа на методику, поддерживаемую эпигенетической робототехникой. Эти две исследовательские инициативы не только имеют общие проблемы и задачи, но и основаны на общем видении. С методологической точки зрения оба являются частью биомиметического подхода к робототехнике, известной как биоробототехника, находящейся на стыке робототехники и биологии.
Биоробототехника решает биологические вопросы путем построения физических моделей животных и стремится к совершенствованию инженерных решений путем интеграции аспектов сенсорных систем животных, биомеханики и управления двигателем в конструкции роботизированных систем.
Существует, по крайней мере, одно важное различие между эпигенетической робототехникой и робототехникой развития: если в первом основное внимание уделяется когнитивному и социальному развитию, а также взаимодействию сенсомоторной среды.
Во втором - более широкому спектру вопросов, включая изучение приобретения моторных навыков и роли, которую играет морфологическое развитие.
Роботы могут использоваться в качестве "когнитивных" или "синтетических" инструментов, то есть как новых исследовательских инструментов для изучения и моделирования появления и развития познания и действия.
Разработка робототехники все еще находится в зачаточном состоянии, и указание на плюсы и минусы конкретных направлений исследований может быть слишком преждевременным.
Необходимо выявить движущую силу роста развития робототехники как области научных исследований и выявить её далеко идущие последствия для проектирования и создания робототехнических систем.
Я за то, чтобы онтогенетическое развитие было не только источником вдохновения, но и конструктивной альтернативой для робототехников, а также новым и мощным инструментом для ученых-когнитологов.