Прежде чем перейти к основным школам культурологии, необходимо уточнить восприятие культурологии как научной дисциплины.
Культурология является одной из наиболее проблемных гуманитарных наук в силу сложности и междисциплинарности ее основного предмета - культуры как явления.
С одной стороны, представляется важным, чтобы культурные исследования проводились в рамках различных дисциплин.
С другой стороны, ее предмет не может ограничиваться традиционными методами исследования (точные наблюдения, измерения, экспериментальные исследования), поэтому ее неоднозначность прокладывает путь для многочисленных теоретических рассуждений "о культуре".
Такие спекуляции лишают культурные исследования необходимой строгости научного подхода и приводят к тому, что универсальное познание культуры становится недействительным.
Культурология и социальная и культурная антропология.
Когда мы оставляем духовные и сакральные чувства вне культуры, подход кажется логичным.
Культура является удобным инструментом для категоризации многих "экскультурных явлений" и изучения адаптации человека к окружающей среде.
Мы имеем дело с другой культурологией, ориентированной, прежде всего, на особенности характера человеческой индивидуальности, которые делают человека уникальным и разнообразным по форме животным.
Формально социально-культурная антропология соответствует этому критерию, поскольку она изучает самые разные сферы человеческой деятельности, оказывающие социальное и культурное воздействие.
Так, академические школы в США и некоторых других странах мира породили культурную, языковую, медицинскую, биологическую, психологическую, гуманитарную, городскую, латиноамериканскую и визуальную антропологию.
Что касается реальной сущности всех этих антропологий, то это не так.
Отечественные исследователи о перспективах культурологических исследований.
Российские социокультурные антропологи увидели этот пробел в понимании культуры и человека на основе активизма и социологического детерминизма и попытались дополнить свои исследования ссылками на культурологию и включить эти проблемы в исследовательский контекст своих работ.
Ольга Астафьева и Кирилл Разлогов отмечают, что культурология - "интегративная дисциплина, возникшая в конце XIX - начале XX века, когда различные учения о культуре и людях накопили теоретические представления о динамике культурной реальности во времени и пространстве, обобщили эмпирические исследования и наблюдения культуры и ее функциональных, аксиологических и символических проявлений".
Очевидно, это определение очень неоднозначно. Дальнейшие объяснения этих двух ученых не делают их понимание научной культурологии менее расплывчатым: "Культура - это система норм и ценностей, регулирующих и определяющих социальные практики и синтезирующих все формы человеческой деятельности, а не конкретный случай.
Признание этого факта определяет предмет научного знания о культуре, фиксирует его сложность и полисинтез, а также устанавливает ключевые критерии культурологических знаний, которые являются интегративными в своем роде".
Ведь Ольга Астафьева и Кирилл Разлогов пытаются провести различие между социокультурной антропологией и культурологией, опираясь на достаточно формальный принцип и расширить вездесущее всемогущество, заявленное антропологами по культурологии.
Внезапно культурология охватила еще более широкий круг предметов, чем социокультурная антропология.
Термин "культурология" не нашел поддержки за рубежом, чего не скажешь о России.
Юрий Резник пишет, что "культурология объединила усилия философов, социологов, этнологов, лингвистов, искусствоведов, которые разделились на несколько направлений":
1) интеграция дисциплин, изучающих культуру, иными словами, "обобщающий термин для наук, изучающих культурное поведение людей и сообществ на разных этапах их исторического существования" (Владимир Межуев, Елена Орлова)
2) система знаний о культуре, или область знаний, сочетающая потенциал и методы общественных наук, преимущественно социологии и культурной антропологии с гуманитарными науками, философией культуры и мирового искусства (Геннадий Драх и др.);
3) интегративная область культурологии, "интегративное выражение человеческого знания", систематическое обобщение культурологии (Павел Гуревич);
4) интегративная область научных знаний" (Светлана Левит)".
Исходя из того, что зарубежная культурная и социальная антропология является ближайшим аналогом культурологии, учитывая тот факт, что западноевропейская и американская науки не признают культурологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, теоретически существуют следующие варианты перспектив ее развития в российских условиях:
1. Большинство зарубежных ученых не видят пути развития культурологии как науки.
2. Культурология может эволюционировать в разновидность культурной и социальной антропологии, независимо от того, имеет ли она статус отдельной дисциплины или нет.
3. Культурология может быть признана в качестве научной дисциплины, не имеющей аналогов за рубежом.