Найти в Дзене

Шахматы - мир, очень похожий на настоящий, но это всё-таки не настоящий мир

Эти слова принадлежат великому шахматисту Михаилу Талю.

Михаил Таль
Михаил Таль

Михаил Таль  родился 9 ноября 1936 года в Риге.  8-й чемпион мира по шахматам (1960—1961). Заслуженный мастер спорта СССР, шестикратный чемпион СССР, восьмикратный победитель шахматных олимпиад в составе команды СССР. Автор книг (в соавторстве с Яковом Дамским) - «В огонь атаки», «Когда оживают фигуры», «Компоненты успеха», «На алтарь Каиссы».

-2

Вот несколько историй о прославленном мастере.

На одном из турниров Таль выступил неудачно и занял седьмое место. По этому поводу появилась такая эпиграмма:

Седьмое место занял Таль.
Не может быть! Фамилья та ль?

Автором эпиграммы был, разумеется, сам Михаил Таль.

***

Таль был уже чемпионом страны, но продолжал преподавать литературу в школе. Войдя однажды в класс, он обнаружил на подоконнике доску с расставленными фигурами. Нетрудно было убедиться, что белые объявляют мат в четыре хода. Но Таль не стал конфликтовать с ребятами и повел свой рассказ о «лишних людях». Однако, снова взглянув на доску, он понял, что сам является лишним человеком... За это время в партии было сделано еще несколько ходов. Если бы «белые» довели партию до логического конца и заматовали неприятельского короля, то в Тале скорее всего взял бы верх шахматист и он простил нарушителей дисциплины.

Но, к несчастью для них, «белые» не только упустили возможность дать мат, а вообще оказались у разбитого корыта. Оставлять такое поведение учеников без наказания было непедагогично, и Таль потребовал у них дневники. Правда, к концу урока немного успокоился и ограничился внушением. «Черные» обрадовались, что все обошлось, а «белые» попросили оставить автограф в дневнике. Единственный раз в жизни Таль сделал строгую запись: «Не нашел мат в четыре хода на уроке литературы».

Партия Кузьмин - Таль (Ленинград, 1973) оказалась одной из самых сложных в карьере восьмого Чемпиона Мира. В миттельшпиле он был практически вынужден отдать своего ферзя за несколько фигур соперника. В итоге важнейшие события в этой партии произошли при довольно диковинном соотношении сил: ладья и два коня чёрных противостояли ферзю и двум связанным проходным белых!
Партия Кузьмин - Таль (Ленинград, 1973) оказалась одной из самых сложных в карьере восьмого Чемпиона Мира. В миттельшпиле он был практически вынужден отдать своего ферзя за несколько фигур соперника. В итоге важнейшие события в этой партии произошли при довольно диковинном соотношении сил: ладья и два коня чёрных противостояли ферзю и двум связанным проходным белых!

***
Таль говорил : "Я пью, курю, гуляю с женщинами, играю в азартные игры, но шахматы по переписке — грех, которого на мне нет".

И ведь действительно курил...
И ведь действительно курил...

***

После развода с Талем его первая жена Салли вышла замуж за бельгийского бизнесмена Джо Крамарза, с которым ее познакомила подруга из Антверпена. Он был крупным знатоком часов, прежде всего шахматных, увлекался и самими шахматами, причем его кумиром многие годы был Таль.

Существует байка, что по ночам Таль учил  Салли играть в шахматы.
Существует байка, что по ночам Таль учил Салли играть в шахматы.

И когда он узнал, что перед ним бывшая жена шахматного короля, он был потрясен. Иногда Салли казалось, что Джо женился на ней только потому, что она прежде носила фамилию Таль... А вскоре Михаил и Джо подружились. Они часто общались в Европе на международных турнирах, где Таль играл, а Салли приезжала болеть за него с новым мужем.

***
В начале 70-х, перед тем, как Талю удалили в Тбилиси почку, журнал «Шахматы в СССР» на всякий случай подготовил некролог на шахматного короля. Когда все обошлось и Таль приехал в Москву, кто-то из редакции по простоте душевной показал ему этот текст.
— Я единственный человек, — гордился гроссмейстер, — который читал свой некролог при жизни!
Потом он часто не выдерживал и возвращался к этой теме.
— Кое-что в некрологе пропустили, — заметил он однажды, — и я, слава Богу, успел отредактировать. Наверное, стоило поставить подпись: «Исправленному верить. М. Таль».
В очередной раз Таль заговорил об этом неприятном случае с Варленом Стронгиным, с которым был дружен в те годы. И писатель, чтобы как-то смягчить обиду своего друга, в свою очередь рассказал ему о том, как Федор Шаляпин любил разыгрывать перед близкими собственную смерть и делал это весьма натурально. А когда те рыдали и падали в обморок, великий певец неожиданно воскресал, смеялся и объяснял, что теперь его настоящая кончина будет для них не так страшна.
— Но я не Шаляпин, — грустно улыбнулся Таль. — Зачем разыгрывать то, что рано или поздно неизбежно случится, ведь смертность у нас в стране пока еще стопроцентная. Впрочем, некролог может мне пригодиться, — добавил он. — Если меня задержит милиция (допустим, я приму немного лишнего), то покажу им бумагу. Раз меня нет на свете, то на кого же тогда составлять протокол? На нет и суда нет!

Памятник Михаилу Талю
Памятник Михаилу Талю

***

У Таля было немало фирменных шуток, которые он любил произносить в компании своих друзей. Вот одна из тех, что он использовал часто... далеко за полночь: «Официант! Смените собеседника!»
Источник

Спасибо за внимание, @maksina