“Vlci Bouda” (Турбаза «Волчья») (1985). Десять подростков, получивших приглашения на зимнюю турбазу, прибывают на место и сразу же понимают, что каникулы окажутся вовсе не такими веселыми, как предполагалось. Дорога к месту назначения отрезана снежной лавиной, сошедшей несколькими днями ранее – единственным вариантом остается специальный подъемник. На который в последний момент усаживается черноволосая девчушка – одиннадцатая в группе. Воспитатели: седовласый «Папа», молодой Динго и очаровательная златокудрая Бабета, несколько удивлены этим фактом, ведь подростков должно было быть десять. Ни единым человеком больше, ни единым человеком меньше.
Связь с внешним миром отсутствует как класс, сама же база выглядит так, словно в ее стенах уже много лет не появлялась ни одна живая душа. Трущобы, да и только. Грязь, холод, отсутствие горячей воды, скудное освещение. Далеко не Эдем. Вскоре обнаруживается, что в изначальном списке преподавателей значилось именно 11 детей. Загадочно, не правда ли? Через некоторое время «Папа» выбирает одну из девушек и поясняет ей суть тестирования, ради которого, собственно, все и затевалось: речь идет о жестоком «экзамене на выдержку». Странноватое задание для учеников средних классов. И это лишь начало бесконечной вереницы тревожных вопросов.
«Наставники» отличаются странной любовью к лютому морозу и не переносят жар, а, неожиданно получив «дозу» оного (к примеру, в виде чашки горячего чая), охлаждают свои тела в ледяных сугробах. Подопечных они не жалеют. Изнурительные тренировки следуют одна за другой, условия проживания сознательно делаются невыносимыми, школьников сталкивают между собой лбами, провоцируя взаимную неприязнь, плавно переходящую в ненависть. И вот уже подростки забывают о том, что их учителя напоминают людей лишь внешне, плавно переходя в боевую готовность к взаимному истреблению… Очень скоро эти 11 человек поймут, что за безумную и страшную игру им предлагают. В которую они вынуждены будут сыграть.
Умный, необычный сюжет + минимум спецэффектов + достоверная актерская игра + роскошные операторские съемки + мрачный, гнетущий саундтрэк = рецепт успеха. И не надо нам никаких «Аватаров» и прочих 3D-пиршеств, за внешним великолепием которых кроется пустышка, не более примечательная, чем дурной, глупый, но безмерно кровавый зомби-фильм. «Турбаза» была снята в тогда еще социалистической Чехословакии более 20 лет назад и стала своего рода культом для юных советских зрителей – ведь в СССР эта лента неоднократно демонстрировалась в кинотеатрах и воспринималась детьми (которые свободно допускались к просмотру) в качестве самого натурального «жутика».
Что ж, «Турбазу» вполне можно назвать хоррором. Но только добавив к этому несколько жанровых приставок: «драма», «триллер» и «Sci-Fi». Первые ассоциации: «Отель «У погибшего альпиниста» (нет, это вовсе не компьютерная игра, а старый прибалтийский фильм, основанный на книге братьев Стругацких) и «Королевская битва». Неожиданное сочетание, не правда ли? Но именно оно четко отражает суть этой работы (и пусть японский survival был снят многими годами позже «Турбазы»). При этом в обозреваемой ленте куда больше хоррора и атмосферы, чем в псевдо-советском «Отеле», и куда больше драматизма, а также логично выстроенного экскурса в психологию, чем в глуповато-вычурной японской «Битве». К слову, список ассоциаций можно дополнить карпентеровским «Нечто» и ромеровской «Ночью живых мертвецов» - за вычетом зомби и монстров.
Чем «Турбаза» хороша? Причем, хороша настолько, что эта старая чехословацкая лента интересна, актуальна, востребована киноманами и по сей день? Она интересна с точки зрения сценария; она разумна и жестока. Она украшена невероятно мрачной музыкой – вернее, эмбиентально-нойзовыми экспериментами, прекрасно дополняющими «картинку», и изредка переходящими в пафосный, но мрачный симфо-минимализм. Атмосфера – непередаваемая. На нее работает и звуковое сопровождение, и редкие спецэффекты, и жутковатые локации, которые кажутся застывшим Адом, прекрасным и смертельным для всего, что смертно. Фильм-явление. Который, уверен, стал источником вдохновения для множества молодых хоррормейкеров, приступивших к своей разрушительной деятельности в 90-х и 2000-х.
9,5/10