”High Desert Kill” (Смерть в горах) (1989). В этих безлюдных краях, где можно встретить только охотников-одиночек, да индейцев, что заняты отстрелом животных, но не ради сбора трофеев, а ради сытного ужина, творится что-то странное. Взять хотя бы тот маленький городок на холме, состоящий из каменных хижин и выглядящий так, будто его построили те же, кому мы обязаны появлением Стоунхенджа. Однажды ночью двое индейцев затаскивают туда тушу оленя и укладываются на ночлег у костра, но спустя какой-то час у открытой двери появляется мерцающий свет, а вместе с ним – что-то еще. Что-то, заставляющее одного из охотников застрелить сначала старейшину, а потом и самого себя.
На следующее утро в тех же местах оказываются трое белых: ветеринар Джим, фотомодель Рэй и владелец спортзала, Брэд. Двоим из них – порядка тридцати пяти-сорока, третий же (Рэй) – сильно моложе. Такая разница в возрасте легко объяснима. Вместо Рэя здесь должен был быть Пол, его дядя. Который трагически погиб во время охоты полгода назад. Если быть точным, во время ежегодного выезда на охоту, своеобразного ритуала, который неукоснительно соблюдался вот уже много лет. Теперь вместо верного друга у них лишь урна с его прахом, который Джим и развеивает над мертвенно желтыми горами Нью-Мехико.
Разбив лагерь, городские встречают неподалеку пожилого охотника, Стэна Брауна, который предупреждает их о том, что в этих местах почти не осталось диких животных. Да и вообще никаких животных – будто бы что-то их испугало до полусмерти, заставив искать более безопасные для жизни края. Ни трое пришлых, ни Браун не замечают, что по соседству с ними свил себе гнездышко пятый – и это совсем не человек. Тот, кто читает их мысли и даже их воспоминания. Заставляя их сходить с ума, каждого – по-своему… Чудовищный эксперимент. И никто не знает, чем он закончится, даже тот, кто его начал…
Еще один фильм из моего маленького «заветного» списка, составленного лет 20 назад, в девяностых. Речь о тех хоррорах, которые однажды довелось увидеть, тогда, когда на свете не было ни торрент-трэкеров, ни даже DVD-плееров, тех, что намертво запали в память и тех, что оказалось очень непросто найти по прошествии полутора десятилетий. Так было с «Дьявольским городом», так было и со «Смертью в горах», не менее редким «жутиком». Который достойно выдержал проверку временем, оказавшись – даже по меркам 2000-х – в меру оригинальным фильмом, в котором нет места лишним минутам, и в котором более чем достаточно того «ужаса», что мы ждем от недорогих, но талантливо «слепленных» хорроров восьмидесятых.
И если тот же «Дьявольский город» подкупал уж никак не оригинальным сюжетом (оригинальности там не было ни на грамм), а роскошной атмосферой, то «Смерть в горах» может похвастать достаточно нестандартным сценарием. Во всяком случае, в ходе первых двух третей фильма можно строить какие угодно догадки: это «чужие», это призраки, это мертвецы? Но разгадка окажется совсем не такой, какой она виделась даже воспитанному на доброй тысяче хорроров поклоннику жанра. Как фильм начинается – с мрачного, в меру пугающего и в меру интригующего пролога – так он и продолжается. Более того, его авторам оказалось по силам сделать то, что очень редко удается иным, более именитым хоррормейкерам: раскрыть характеры главных действующих лиц, даже не пытаясь этого сделать.
Фильм достаточно прост, но прямые аналогии найти не так-то просто, более того, если вам его однажды довелось его увидеть, то повторный просмотр, спустя лет эдак 15-20, не принесет ничего нового – все это вы и так помнили, если и не каждый кадр, то уж большинство основных сцен – точно. Даже приличное переигрывание (например, в эпизоде с армрестлингом, да и вообще – с ночной оргией) идет «Смерти в горах» только на пользу. Плюс простенькие, но запоминающиеся диалоги с целой тонной «цитатных» one-liner’ов, и неплохие актеры, среди которых старый добрый Чак Коннорс и звезда хорроров класса «Z» Марк Сингер.
Эта лента, конечно, не лишена недостатков, она дешевая, немного одномерная, режиссура оставляет желать лучшего, как и спецэффекты. Но это тот самый случай, когда можно говорить о «забытых жемчужинах» из видеосалонной эпохи. Маленьких, но все же жемчужинах. Хотя бы из-за саспенса, которым полна «Смерть в горах», множества ярких эпизодов, хорошо реализованного концепта, прекрасных локаций, безостановочного действия и такой атмосферы, что вы почувствуете, как она гадкими насекомыми бегает у вас прямо под кожей. Или по ней. И финал. Он чертовски хорош. Минимум средств, максимум эффекта.
7,5/10