Картины великого художника Тициана (ок. 1490-1576) являются одними из самых почитаемых картин эпохи Возрождения.
Они признаны одними из лучших картин, созданных во времена «итальянского Возрождения» и поистине легендарными для истории искусства в целом.
Сам художник также признан одним из величайших творцов всех времен, стоящий в одном ряду с такими титанами, как Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело.
Даже современники мастера называли его «королем живописцев и живописцем королей». Его работы вдохновляли современников и последователей, его полотна не раз пытались копировать, но все было тщетно: то изумительное сияние, которое было «визитной карточкой» всех работ Тициана, повторить так и не удалось.
Несколько фактов из биографии Тициана
Тициан Вечеллио родился в английской семье, его обучали Джованни Беллини (ок. 1430-1516) и Джорджоне да Кастельфранко (ок. 1477-1510), известный как "Джорджоне".
После смерти Джорджоне да Кастельфранко Тициан сам стал считаться мастером венецианской живописи, и это почетное звание он удерживал на протяжении последующих пятидесяти лет, известный своим мастерством в области цвета, композиции и портрета.
После смерти Рафаэля (1483-1520) Тициан стал бесспорным мастером и портретной живописи – к счастью, более пятидесяти портретов Тициана сохранились и до наших дне, таких как «Портрет Винченцо Мости», «Девушка в меху», «Портрет молодого англичанина» и другие. Однако одной из наиболее известных этих картин в списке этих портретов является «Мужчина с перчаткой».
«Мужчина с перчаткой»
Изображенному на картине человеку около двадцати лет и одет он в современную венецианскую одежду – черную накидку с плиссированной рубашкой.
На тенистом, темном фоне он опирается левой рукой на кусок мрамора, в которой держит две перчатки, которые, в свою очередь, «слегка» указывают на правую руку; вытянутый V-образный вырез его одеяния акцентирует внимание и притягивает взгляд то к лицу юноши, то, снова, к его правой руке.
Человек, слегка отвернувшийся от зрителя, кажется отстраненным и озабоченным, но его глаза передают чувствительность.
Этот факт, кстати, описан в книге Гарднера: «Мужчина с перчаткой» Тициана - это не только портрет культивируемого душевного состояния, но и конкретного человека.
Сила свободы изображенного на полотне юноши заключается, в первую очередь, в грациозности той позы, в которой он изображен. Более того, об этом свидетельствует и «небрежно» расстегнутая рубашка, и выражение его глаз – лукавых и задорных.
Юноша полон человеческого обаяния, которое передается даже через полотно. Это высшее мастерство художника – умение передавать подобные «тонкости» человеческого нрава с помощью кистей и красок.
И современники сумели по достоинству оценить его портреты. Знатные люди того времени буквально «выстраивались в очередь» желая заказать у Тициана свой портрет.
Эксперты по истории искусств никогда не устанавливали личность человека с перчаткой. Очевидно, однако, что он аристократ: на это указывает и кольцо с гербом, и медальон, украшенный жемчугом и сапфиром, а также его дорогая одежда и кожаные перчатки.
Можно сказать, что в своих портретах Тициан сумел воплотить гуманистические идеалы эпохи Возрождения.
Каждая картина мастера буквально пропитана мужественным жизнеутверждением, многогранностью изображаемой личности с ее самыми глубинными тайнами.
Способность Тициана создать такой убедительный психологический портрет закрепила его статус одного из самых известных художников в истории искусства.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!