Прочитал «Корабль дураков» Витаутаса Петкявичюса
Один из зачинателей и руководителей «Саюдиса». Чёрной разухабистой краской, "срывая все и всяческие маски", прошёлся по когорте своих бывших соратников. Вдруг оказалось, что почти все литовские «патриоты-движенцы-возрожденцы» были стукачами КГБ (что наверняка безусловная правда)...
Особенно повозил фейсом об тэйбл литовское "божество" — Ландсбергиса.
Забавный, порой вульгаризированный (или вульгарный), правда, в русском переводе язык, но чувство юмора — до небес.
Читается легко, чуть ли не запоем ))).
Сарказм, стёб, юмор.
Прочитайте — вряд ли пожалеете...
Цитаты + характеристики разных людей:
- «Выбранный депутатом в Верховный Совет СССР Геда так и не смог принять участие ни в одной сессии. Когда его пьяного милиция выбросила из гостиницы «Москва», он начал новую акцию протеста против русской оккупации и не протрезвел, пока русские не вывели из Литвы своего последнего солдата...
- «Довелось и мне видеть его в самый разгар этой акции в «Литературном кафе». Брызгая слюной на свою бороду, он пробивался сквозь группу посетителей с патриотическим кличем:
— Депутатам вне очереди!
- «...Помотался по Жемайтии и получил государственную премию за новеллы, за те самые рассказы, которые он, испытав тяжкие преследования, опубликовал в «кровавые советские годы». Видимо, ему очень понравилась такая высокооплачиваемая патриотическая деятельность...»
- «...почитайте сочинения нового пастыря писательских душ, главного настоятеля «Гражданской хартии», капеллана гвардии «вязаных беретов», трижды иезуита В. Кубилюса или послушайте его проповеди на Трехкрестовой горе. За подобную деятельность он получил от Вагнорюса полмиллиона литов, но, как истинный католик, не поделился ни с какими организациями культурного направления, зато наказал «всем встать перед Литвой на колени, молиться, бить себя в грудь и каяться»...»
- "...когда мы выпускали сборник «Лирика Грутского парка», мы не нашли лучшего вступления для советской поэзии, чем сочинение господина Кубилюса, который некогда с большим успехом ставил на колени писателей и вел их в светлое советское завтра. Не изменив ни единого слова, мы напечатали его старую статью и почувствовали себя сидящими вместе с этим перевертышем в почетном президиуме на праздновании дня Октябрьской революции..."
- "Иное дело — патриотизм, жестокий, искусственный, наглый и своекорыстный. Это щит, оправдывающий все, что угодно. Ведь не похвалишься, что грабишь накопленное людьми за пятьдесят лет достояние из ненависти к Литве. Ты ее любишь, боготворишь, только ей приносишь себя в жертву или идешь ее спасать. А если ненароком положишь в свой карман приличный кус, так разве ж это грех? Это честно заработанные тобой проценты, начальное накопление капитала, а ты — апостол. Пока собственность государственная, она — ничто, советский вымысел, а когда она у кого–то в кармане — это уже святое..."
- "Надо немедленно брать инициативу в свои руки везде, начиная с экологии и кончая буфетом Союза журналистов...."
- "толпа — непредсказуемая стихия, она всегда готова вырывать корни зла уже только потому, что они питательные и сладкие..."
- "Кому больше дано, у того больше и грехов. Taковa его логика"
- "опасаясь порки, намалевал на своей заднице портрет царя!.."
- "Репортаж мы закончили тем, что секретарь был очень занят проблемами атомной войны и отказался выступить перед телекамерой..."
- "Перед тем, как ликовать, свергнув тиранов, хорошенько осмотритесь, кому вы помогали их свергать..."
- "Таков уж наш обычай: стоит отучить литовца пресмыкаться, как он тут же начинает давить других..."
- "Из них рвалось наружу желание дать под зад поселившемуся в их душонках ощущению неполноценности и после этого похвастать на весь мир: а ведь не убоялись! Вот какие мы великие, величественнее самих себя..."
- "Но Литва — земля Девы Марии. На ней проходимцы всегда были и остаются востребованными больше, чем сами литовцы..."
- "Для простачков была состряпана трогательная биография «тайного католика периода большевизма» вкупе с мифом о бесподобной буфетной порядочности. Дескать, все мы — дети прошлого, всех нас гнетет первородный грех — так почему только я один должен занимать менее прибыльный пост?
- "На одной из конференций форума он опять мне отомстил и заявил с трибуны, что я подал ему письменное заявление и по неизвестным причинам выхожу из состава президиума. Услышав об этом, я еще раз содрогнулся от такой геббельсовской лжи и на очередном заседании заявил, что никогда никакого письменного заявления ему не давал. Он спокойно выслушал мой протест, вышел на трибуну и предложил восстановить меня в прежних обязанностях. Ставя на голосование, он первый поднял руку и выразил удовлетворение триумфом справедливости. Так сказать, оплевал, вытер ноги, а сверху побрызгал одеколоном..."
- "Следующий трубадур Ландсбергиса — Сигитас Геда, которого за 50 крон какие–то мошенники в Швеции произвели в литовские дворяне, невзирая на его деревенские лапти..."
- "Молчание — золото, но найдите молчаливого политика! Даже сам Ландсбергис до сих пор не понимает, что у него лучше гнется, «пальцы или язык»..."
- "Я познакомился еще с одним возвышенным человеком, но совершенно иного типа — с Гедиминасом Киркиласом. Он только что ПОЯВИЛСЯ на политическом горизонте. Восходящей политической звездой его еще нельзя было назвать, но планеткой, светящейся чужим отраженным светом, он уже был довольно заметной. По словам В. Балтрунаса, это политическая мышь, способная прогрызть себе удобную норку в любой ситуации. Тихая, пронырливая, если надо — незаметная, но улавливающая запах прогрызенного сыра за несколько километров..."
- "К тому времени, когда начался конфликт Бразаускаса с Шлежявичюсом, Киркилас опеснил Каросаса и долго не мог решить, на чью сторону ему склониться. Подобно рождественскому колокольчику, он дзинькал между ними — дзинькал, дзинькал, не выдержал и спрятался. Поехал в Германию якобы покататься на лыжах. Оттуда каждый день звонил и терпеливо ждал, чем все это закончится. Но дело затянулось. На требования вернуться и поскорее высказать свое мнение, он ответил, что в горах попал в снежный занос..."
- "Виноватыми остались только не раз ломавшиеся очки, сквозь которые он не видел того, чего не хотел видеть..."
- "Уже тринадцать лет мы бесплодно раскачиваемся на этих качелях. То «мессия» наверху, то Альгирдас внизу, то богоизбранный разрушитель летит вниз, то «тайный католик большевистского периода» взмывает вверх, то освободитель Литвы, то избавитель, то первый миллионер–музыкант, то такой же миллионер–охотник…"
- "Бразаускас получил по заслугам и, поджав хвост, опять вцепился в партийную работу, хотя фракцию уже покинули восемь человек из десяти. Благодаря партии он снова поднялся, но на время, только для того, чтобы в очередной раз ее предать, оказавшись на посту президента. Ему понравилось так раскачиваться, поэтому он и утверждает, что когда нужен тревожный набат, не обязательно быть звонарем, а для спасения Литвы нужно по меньшей мере стать премьером… и с очень широкими карманами, в которые можно складывать нечаянно перепавшую, модную нынче, всякого рода благотворительность..."
- "Временно заступила на его пост И. Дегутене, но и эта лисичка, учуяв нехороший запах, замела следы и поручила подписать договор самому глупому члену своей команды С. Кактису, который за доллар готовпешком гнать вшу по шпалам от Мажейкяй до Вильнюса… В благодарность за собственный домик он поставил бы и три подписи…"
P.S. А ещё он был классиком литовской литературы для детей. Но это уж совсем далёкая история — советская...
P.P.S. Писатель умер в конце 2008 года.