Преподавание русского языка и литературы в современной школе для многих - это злой дракон-учительница, который заставляет всех читать Пушкина, а тех, кто его не любит, то бьет палкой. Это, конечно же, не так. Сейчас есть огромное количество способов говорить о книгах с детьми, в том числе и самые современные методики. Сегодня я расскажу о том, какими уловками пользуюсь я, чтобы детей заинтересовать.
Правда
Мы все пытаемся сделать наших писателей правильными и глянцевыми. Тургенев, Пушкин, Блок, Булгаков - все они словно ангелочки не совершали плохих поступков, а потом на них снизошло озарение и вдохновение. Полная чушь! Дети не будут читать произведения, если их авторы так оторваны от жизни. Расскажите ученикам правду про косяки писателей, их фобии и сомнения. Чем больше писатели из учебника будут похожи на реальных людей из жизни, тем больше их произведения захочется читать.
Энергия
Я не заставляю своих детей читать книгу от корки до корки, потому что понимаю, что сделать это одними приказами бесполезно. А вот если я им расскажу, почему я люблю эту книгу, что именно в ней такого крутого, без чего современный школьник не сможет обойтись, то тогда они, возможно, загорятся этой идеей и решат прочесть то или иное произведение. Нет никаких правил, как работает литература, но любовь всегда срабатывает, если вы хотите убедить школьников.
Отсутствие рамок
Я не придерживаюсь школьной программы, считаю ее достаточно скучной и унылой. Конечно, важные произведения я раскрашиваю в яркие краски, дети обожают Толстого и Достоевского. Но при этом не стоит и о других произведениях забывать. Например, прочтите с детьми фантастику, обсудите Джейн Остин или поговорите о последнем Гарри Поттере. Ваша задача - развить критическое мышление и показать детям, что чтение - это очень классное занятие. А сделать это можно иногда и при помощи зарубежной литературы.
Школа формирует любовь к книгам на всю жизнь, роль учителя заключается в том, чтобы сделать все, чтобы детям было не страшно и приятно на протяжении остальной жизни читать книжки. Идите на встречу детям, давайте им возможность найти себя в разных книгах. Увидите, потом они еще скажут вам спасибо.