Знаменитые картины Питера Пауля Рубенса (1577-1640) лучше всего оцениваются в социально-политическом контексте, породившем стиль барокко. Поэтому, для начала, немного истории:
Историческая справка
В 1517 году немецкий священник Мартин Лютер публично бросил вызов духовной власти, доктринам и практике католической церкви. Его популярность особенно ярко проявилась в Северной Европе, где его последователи создавали реформированные, или протестантские, церкви.
Чтобы подавить популярность этого движения, Папа Павел III велел возвести Тридентский собор в 1545 году. Вместе со своими кардиналами Папа предпринял следующие действия в попытке восстановить верховенство Церкви:
- кодификация церковных доктрин и духовных практик;
- сокращение масштабов финансовых злоупотреблений;
- реформирование практики предоставления индульгенций, и т.д.
Об искусстве
Художникам было поручено создать эмоционально возбуждающие, мощные произведения искусства, провозглашающие верховенство католической церкви и одновременно пробуждающие веру среди неверующих. Это был некий «фон» при создании стиля барокко, который отличался намеренной чувственностью, яркостью цвета, динамичностью фигур и эмоциональной привлекательностью.
Самый известный художник этой эпохи - Питер Пауль Рубенс (1577-1640 гг.). Кроме того, он был известен как ученый и дипломат, который говорил и писал на французском, немецком, латинском и испанском языках в дополнение к своему родному фламандскому языку. Классически обученный, Рубенс посвятил себя воспроизведению итальянских мастеров в своих эскизах и картинах, создавая свои произведения искусства для дворянства, частных лиц и церкви.
Как и другие известные художники, пользующиеся большим спросом, Рубенс руководил большой мастерской, в которую входили такие выдающиеся помощники, как Антонис ван Дейк и Ян Брейгель Младший.
В мастерской Рубенс изложил свою фундаментальную идею, которая затем была передана его ученикам: он стремился к тому, чтобы у каждого «современного» произведения искусства был лишь один автор.
Несмотря на его восхищение искусством древности, фигуры в картинах Рубенса динамичны и реалистичны, особенно его женская обнажённость – «менее жесткая» и более чувственная, относительно того, как она ранее изображалась в истории искусства. Действительно, термин "рубенесковая" до сих пор «описывает» крупных, упитанных и сладострастных женщин.
Такую рубенесковую женщину можно увидеть в «Венере и Адонисе» - одной из самых известных картин Рубенса.
«Венера и Адонис»
На этой картине изображена Венера и ее сын, Купидон, которые пытаются помешать Адонису уйти на охоту. Пока охотничьи собаки с нетерпением ждут, Венера тщетно сдерживает Адониса, зная о его будущем – ведь на него на охоте будет нападать дикий кабан и, он, как смертный, погибнет от этих ран.
Ноги Адониса на картине явно выражают неоднозначность его решения - левая нога символизирует готовность отправиться на охоту, а правая нога, в то же время, прочно посажена, как если бы он «принял» объятия Венеры и согласился на ее просьбу.
Красная краска в этой работе хорошо освещается, напоминая слова Гвидо Рени о Рубенсе: "Этот художник смешивает кровь с красным цветом".
На написание этой картины Рубенса вдохновила аналогичная по тематике работа Тициана, также посвященная «Венеры и Адонису», которую Рубенс увидел в Мадриде в Прадо и «скопировал» в 1628 - 1629 годах. Отметим, что Тициан создал две версии этой работы: одна сейчас находится в музее «Метрополитен» (США), а другая - в «Прадо» (Испания).
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!