Найти тему
Автономия

Как работает медитация сознания?

Культивирование сознательности, непредвзятого отношения к происходящему в настоящий момент, оказывает благотворное влияние на самочувствие и уменьшает психиатрические и стрессовые симптомы.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/04/08/22/26/meditation-2214532_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/04/08/22/26/meditation-2214532_960_720.jpg

Медитация сознания оказывает благотворное влияние на ряд психиатрических, функциональных соматических и стрессовых симптомов и поэтому все чаще включается в психотерапевтические программы. В большом количестве исследований документально подтверждена эффективность медитации при лечении ряда клинических расстройств, включая тревогу, депрессию, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства питания и хронические боли. Кроме того, медитация с учетом фактора сознательности положительно влияет на аспекты физического здоровья, включая улучшение иммунной функции, снижение артериального давления, уровня кортизола и повышение активности теломеразы.

Медитация не только успешно применяется в лечение расстройств и улучшении состояния здоровья. Было также доказано, что она положительно влияет на психологическое состояние здоровых участников и улучшает когнитивные функции. Исторически сложилось так, что медитация является концепцией, вытекающей из древнебуддийской философии, и практикуется для достижения устойчивого счастья и получения представления об истинной природе существования.

Определение сознательности

В современном исследовательском контексте, медитация обычно определяется как непредвзятое отношение к опыту в настоящий момент. Ученые предлагают двухкомпонентную модель сознательности, в которой первым компонентом является регулирование внимания с целью поддержания его на непосредственном опыте, а вторым - приближение к собственному опыту с ориентацией на любопытство, открытость и принятие, независимо от их доблести и желательности. Разум обычно культивируется в формальных медитативных практиках, таких как сидячая медитация, пешеходная медитация или сознательные движения. Практика медитации сознания включает в себя сосредоточение внимания на переживаниях мыслей, эмоций и телесных ощущениях, простое наблюдение за ними по мере их возникновения и исчезновения.

Компоненты медитации сознания

Существует целый ряд различных, но взаимодействующих механизмов, которые приносят пользу от практики медитации, основанной на внимании. Сочетание следующих компонентов, описывает большую часть механизма действия, посредством которого работает принцип сознательной медитации:

  • регуляция внимания
  • осознание тела
  • эмоциональная регуляция (переоценка и вымирание)
  • изменение перспективы на себя

Предположительно, различные компоненты различаются по релевантности для типов медитативных практик, основанных на осознанности, уровню опыта медитации, конкретным психологическим расстройствам, типам личности и конкретным ситуациям.

Различные виды практики медитации могут по-разному акцентировать внимание на описанных компонентах. Например, во время практики дыхания или сканирования тела, компоненты регуляции внимания и осознания тела могут быть задействованы в наибольшей степени. Открытая практика сознания может в основном включать в себя изменение перспективы на себя, в то время как медитация может полагаться на регулирование эмоций и изменение перспективы на себя.

Изучение того, какие компоненты вовлечены в медитацию с учетом необходимости, а какие потенциально могут быть усилены этими различными видами практики, может помочь людям в выборе тех компонентов, которые они хотели бы специально культивировать. В продвижении экспертизы медитации различные механизмы могут играть различную роль. Например, возможно, что улучшение регулирования внимания развивается в первую очередь и помогает облегчить другие процессы. И наоборот, изменение перспективы на себя может развиться довольно поздно, после того, как повысится осознанность тела и улучшится эмоциональная регуляция. Помимо этих механизмов, существует вероятность того, что накопленный опыт в области медитации к различным компонентам облегчает гибкий доступ к ним. Возможно, наибольший эффект от практики медитации к адаптивному функционированию в повседневной жизни может быть найден в этой поведенческой гибкости.

Будущие клинические психологические исследования должны установить, какую роль различные компоненты играют для различных психосоциальных расстройств. Нарушения, проявляющиеся в виде дисфункции определенного компонента, могут быть особенно полезны при культивировании этого конкретного компонента. Например, усиление регулирования внимания может быть наиболее полезным для пациентов, страдающих расстройствами дефицита внимания, в то время как пациенты с пограничными расстройствами на уровне отдельных регионов, избавление от зависимостей или пациенты с алекситимией могут извлечь большую пользу из повышения внутренней осведомленности.

Аналогичным образом, пациенты с расстройствами настроения, тревожными расстройствами, пограничными расстройствами личности или агрессивной реакцией могут выиграть от улучшения регулирования эмоций. Изменение самооценки может быть полезным для пациентов с расстройствами настроения, а также может улучшить общее ощущение благополучия и общее качество жизни в здоровом населении.

Различные механизмы могут иметь отношение к разным типам рассонализма. Люди, вероятно, отличаются друг от друга в той степени, в какой их привлекает практика каждого из этих компонентов, и они различаются в той степени, в какой они могут извлечь выгоду из каждого вышеописанных механизмов. Например, было установлено, что меры самосострадания по сокращению курения были особенно полезны для людей с высоким уровнем самокритики и низкой готовностью к переменам.

Помимо того, что эти механизмы различаются по значимости между различными расстройствами, типами личности, уровнями знаний и типами практики, они будут иметь различную значимость для различных контекстуальных ситуаций. В зависимости от типа места, в котором находится практикующий врач, один из механизмов может выйти на первый план, в то время как другие становятся менее релевантными.

Память как состояние, признак и клиническое вмешательство были тщательно исследованы в течение последних двух десятилетий. Как бы то ни было, знания о механизмах, лежащих в основе сознательности, все еще находятся в зачаточном состоянии.

Такая структура, описывающая всеобъемлющий процесс и одновременно учитывающая роль субкомпонентов, поможет продвинуться нескольким вопросам:

  • Во-первых, при проведении исследования медитации на основе осознанности, дифференциация отдельных компонентов облегчит более детальное понимание процесса и будет стимулировать многофакторные вопросы исследования.
  • Во-вторых, детальное понимание различных компонентов и их значимости для клинических расстройств будет способствовать гибкому и более целенаправленному применению тренинга по вопросам сознательности в психиатрическом лечении. Также будет способствовать созданию целевых и экономически эффективных программ, специально использующих компоненты, которые наиболее подходят для конкретного расстройства.
  • В-третьих, лучшее понимание состояния и особенностей влияния практики сознательности также будет способствовать лучшему пониманию функционирования и воспитания здорового ума, тем самым способствуя появлению новой области позитивной психологии.