Найти тему
Фёдор Фёдоров

ЛЮДИ ИЛИ МАНЕКЕНЫ? КОГО БОЛЬШЕ ОСТЕРЕГАЛСЯ ПОЭТ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ?

РУБРИКА "РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ"

Если материал понравится, не забудьте подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого в ВК: https://vk.com/club68159637

Полгода назад в «Фан-группе Владимира Высоцкого» появился мой пост об одном из глубочайших произведений великого поэта – «Балладе о манекенах». Кому интересно, вы можете прочитать данную публикацию от 24 мая (в 15:33) под названием «БАЛЛАДА О МАНЕКЕНАХ» ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ «БАЛЛАДЫ О МАНЕКЕНАХ», ИЛИ КАК ИСТИННЫЙ ШЕДЕВР СТАЛ ИРОНИЧНОЙ ПЕСЕНКОЙ "НА ЗАКАЗ".

Прикрепляю ссылку: https://vk.com/club68159637?w=wall-68159637_495

Если совсем кратко пересказывать содержание, без интересных нюансов, нужно отметить, что «Баллада о манекенах» должна была быть написана по готовым текстам самого режиссёра и сценариста в одном лице. Но Владимир Семёнович как всегда «вышел за флажки», создав глубокое всеобъемлющее философское произведение об общественной жизни.

Сегодня же хочу вам, дорогие читатели, поведать о том, что трактовок произведений Владимира Семёновича ныне существует чересчур много. Вот так и «Балладу о манекенах» некоторые люди истолковывают полностью в политическом контексте. На эту тему активно писал некий блогер Юрий Лемехов, который не раз разбирал отдельные песни Высоцкого с точки зрения психологии. Однажды его разбор «Баллады о манекенах» очень привлёк моё внимание. И сегодня я не только хочу поделиться с вами его мнением, но и выразить своё понимание подтекста данного произведения. Вот что Юрий Лемехов пишет о «советской» теме «Баллады о манекенах»:

«С моей точки зрения, под образом и поведением Бога (первые 2 куплета) – Высоцкий понимает деятельность первых вождей советского пролетариата – Ленина и Сталина, активно строивших социализм. Образ манекенов – советские власти. Живые люди – народ. В целом песня рассказывает о «светлой жизни» простого рабочего человека, проживающего на территории Союза Советских Социалистических Республик.
«Идём проторенным путём И создаём манекенов» – действительно, на каждых выборах советский народ с завидным постоянством голосовал за одних и тех же (по содержанию) кандидатов, только с разными фамилиями (форма) – для управления собой упрямо выбирал все новых и новых «вождей-манекенов», каждый раз слепо веря и надеясь, что «уж при этой власти мы точно заживем как следует!».

«Лишённые надежды Без мук родить живых, Рядим в свои одежды Бездушных кукол восковых» – Высоцкий связывал дефекты воспитания и невозможность полноценного развития личности («без мук родить живых») непосредственно с режимом советской власти и, безусловно, отчасти был прав. Почему лишь отчасти? С моей точки зрения, потому, что вожди (конечно, не все, но Ленин и Сталин – точно) сами не осознавали, ЧТО творили: они Искренне полагали, что действуют на Благо народа, во Имя ЕГО Интересов. Как ни парадоксально это прозвучит, но Ленин и Сталин были настоящими патриотами своей страны. И очень жаль, что, в конечном итоге, ничего хорошего из их патриотизма так и не вышло. «Рядим в свои одежды» – лишь спустя некоторое время вскрылись все дефекты партийного аппарата. – Советскому человеку ясно дали понять, что во избежание репрессий он Обязан отдавать львиную долю тяжким трудом заработанных средств в «казну партии на благо государству», т.е. в карман пролетарской элиты.

«Хоть нам подобные они, Но не живут подобно нам. Твой нос расплюснут на стекле, Глазеешь — и ломит в затылке… А там сидят они в тепле И скалят зубы в ухмылке. Вон тот кретин в халате Смеётся над тобой: Мол, жив ещё, приятель, Доволен ли судьбой?» – блестящие строки! Казалось бы, в Советском Союзе одним из доминирующих звучал лозунг о «Свободе, равенстве и братстве», но так ли это было на Самом деле? Неужели по Факту простой советский рабочий имел столько же, сколько человек, стоящий на верхушке пирамиды, – у руля власти? Разумеется, нет. Используя красивые лозунги, советские власти издевались над рабочим классом: нещадно его эксплуатировали, оставляя взамен лишь жалкие крохи (если не объедки) с барского стола.

«Их жизнь и вправду хороша — Их холят, лелеют и греют, Они не тратят ни гроша» – совершенно верно: их кормят, поют, холят и лелеют. А они при этом не тратят ни копейки – народ сам, добровольно-принудительно («А не будут брать лотерейные билеты – отключим газ!») отдает им Все, что имеет («А не отдашь – сядешь» (и это еще в Лучшем случае)). Народ сам, своими руками создал для властей уют! Именно об этом Высоцкий пишет в следующих строках: «Пусть лупят по башке нам, Толкают нас и бьют, Но куклам-манекенам Мы создали уют». Как следствие такой беспечной жизни, власть имущие чувствуют себя прекрасно: «Они так вежливы — взгляни! Их не волнует ни черта, И жизнерадостны они, И нам, безумным, не чета Он никогда не одинок — В салоне, в постели, в бильярдной. Невозмутимый, словно йог, Галантный и элегантный».

«Я предлагаю смелый план Возможных сезонных обменов: Мы, люди, — в их бездушный клан, А вместо нас — манекенов. Но я готов поклясться, Что где-нибудь заест — Они не согласятся, нет, На эту перемену мест». – Высоцкий предлагает бунт, который на тот момент никто не поддержал. Однако и сам поэт отчетливо осознает, что совершить переворот будет далеко не просто: «Из них, конечно, ни один Нам не уступит свой уют — Из этих солнечных витрин Они без боя не уйдут».

«Сдаётся мне — они хитрят, И, тайно расправивши члены, Когда живые люди спят, Выходят в ночь манекены. Машины выгоняют И мчат так, что держись! Бузят и прожигают Свою ночную жизнь. Такие подвиги творят, Что мы за год не натворим, Но возвращаются назад… Ах, как завидую я им!» – Высоцкий справедливо полагает, что власти развлекаются, отдыхают и гуляют за троих, но, во что бы то ни стало, стремятся скрыть свои «загулы» от простых смертных. Для этого им приходится вести «ночную жизнь». И трижды прав великий поэт, когда пишет: «Такие подвиги творят, Что мы за год не натворим»! – Большие «подвиги» можно совершить, только имея в руках рычаги власти. Здесь и война, и репрессии, и голодомор, и миллионы психологически искалеченных душ… Согласитесь, Уважаемые Читатели, простым смертным устроить такое было совершенно не под силу.

«Мы скачем, скачем вверх и вниз, Кропаем и клеим на стенах Наш главный лозунг и девиз: «Забота о манекенах!» – печально, но факт – именно в этих строках заложен главный лозунг простого советского человека! – «Жить ради Заботы о Властях».
«Но, как индусы, мы живём Надеждою смертных и тленных, Что если завтра мы умрём — Воскреснем вновь в манекенах!» – надеялся Высоцкий не напрасно, но, к сожалению, до 1990 года дожить ему было не суждено. – «Болезни в нас обострены, Уже не станем мы никем… Грядёт надежда всей страны — Здоровый, крепкий манекен».

Данную цитату о песне я привёл просто как мнение. Это не значит, что оно полностью совпадает с моим. Хотя, думаю, в чём- то блогер, действительно прав.

Чтобы разобраться подробнее, хочу вернутся к одному из моих постов «Фан-группы Владимира Высоцкого». В нём я публиковал стихотворение Владимира Высоцкого «Мы – просто куклы…». Оно повествует о всё той же «манекенной» теме и явно является наброском к будущей крупной вещи, которой и стала «Баллада о манекенах». И если начать разбирать конкретные строки из «Мы – просто куклы…», только в «советском» контексте песню рассматривать, с моей точки зрения не представляется возможным. Более того, я считаю, что речь в этих стихах идёт, действительно, о манекенах, а под ними понимаются скорее не правители, а бездуховные люди в целом.

Ссылка на данную публикацию: https://vk.com/club68159637?w=wall-68159637_494

Это подтверждают уже начальные строки. С какой радости Высоцкий будет писать о правителях как о «о манекенах без крови и без кожи, с ватными мозгами в голове»?. Не думаю, что Высоцкий так ненавидел всех политиков, чтобы выставлять их «тупыми набитыми пугалами». К тому же мозги у них должны быть точно, хотя бы чтоб обманывать «живых людей». Вот ещё строфа: "Мы выносливей, и где-то Мы надёжней — в этом суть, Элегантнее одеты И приветливей чуть-чуть". Из неё про правящих особ можно вычленить разве что только «элегантную одетость», а вот по поводу остальных характеристик?! Почему это правители выносливее, надёжнее, тем более уж приветливее обычных людей? А эти строки какое отношение имеют к сильным мира сего? Мы спокойней суперменов — Если где-нибудь горит, В «01» из манекенов Ни один не позвонит. Не кричим и не бузим, Даже не дерёмся. Унеси весь магазин — Мы не шелохнёмся." Речь явно идёт непосредственно о самих манекенах, а под ними подразумеваются скорее равнодушные люди, «хаты которых с краю».Наконец, меня смущает и концовка произведения: Посмотрите на витрины На подбор - все, как один, Настоящие мужчины, Квинтэссенции мужчин, На любой на вкус, на цвет, На любой оттенок... Да и женщин в мире нет Лучше манекенок! Почемуименно правители - настоящие мужчины? Почему именно женщины чиновников - лучшие в мире? Если речь идёт о живых людях, снова серьёзный прокол в логике. Если же речь именно о манекенах, то всё сразу встаёт на свои места - автор с иронией говорит о преимуществах неживого мира над живым, показывает его заманчивость для некоторых бездузовных, так сказать, роботообразных людей.

Конечно, дорогой читатель может мне возразить. Юрий Лемехов пишет не о «Мы-просто куклы…», «наброске» к «Балладе о манекенах». Он пишет о самой «Балладе». Хорошо, допустим. Но тема, которая была предложена режиссёром Высоцкому, имела уже конкретные наработки и задачи. Нужно было сравнить именно людей и манекенов, без всяких «советских» подтекстов, «обрисовать» конкретную сцену, зарифмовать конкретные размышления главного героя. Но вы скажете, что Высоцкий серьёзно развил и расширил узкую тему – дескать, в наброске Высоцкий не устремился дальше манекенов, а в самой балладе – пошёл. Соглашусь. Но всё же, я считаю, что до глобального масштаба доходит та же самая , заявленная в начале тема. И, подчеркну, именно до глобального, а не государственного.

Владимир Высоцкий немало критиковал советский строй, хотя, надо признать, делал это более сдержанно, завуалированно,. аллегорично, даже мягко, чем, к примеру, Александр Галич. И я думаю, что статья, приведённая мной выше написана не на пустом месте, во многом Юрий Лемехов прав, и Владимир Семёнович, создавая собственную картину, опирался на уже существующие реалии.

Однако я всегда воспринимал эту песню иначе, считал, что автор поднял гораздо более глубокие пласты. Речь идёт о духовности человека и опасениях по поводу превращения людей в скором будущем в подобие однообразных, типичных манекенов или роботов. К тому же сегодня появились доказательства - нам в помощь на пути к этому «превращению» уже созданы всевозможные роботы, решающие вместо нас уже даже не бытовые проблемы, а задачи гораздо более сложного и ответственного порядка. Или взять то самое «пресловутое» общество потребления, о котором в литературе Новейшего времени написаны миллионы страниц.

«Куклы» и «манекены» Высоцкого – это скорее ни Ленин и Сталин, которые были, кстати, думающими людьми, как бы кто не относился к результатам их деятельности. Эти «здоровые крепкие манекены», «надежды всей страны» - наглядные результаты потери духовности человеком.

Самым наглядным примером могут быть продажные журналисты, телеведущие, политики, подчинившиеся своим хозяевам и их денежным потокам, и напрочь забывшие про совесть и правду. Чем они не «биороботы» или «манекены», о которых писал великий поэт?! А народ, между прочим, возлагает на всех этих «ботов» нешуточные надежды, то есть «создаёт манекенов, рядит кукол восковых». Скольких, например, «крепких надёжных манекенов» бывшего президента Украины Петра Порошенко обнажили выборы на Украине в 2019 году?!

Ни в коем случае не хочу обижать аргументированное мнение уважаемого Юрия Лемехова, но всё же я считаю, если бы «Баллада о манекенах» в скрытой форме критиковала бы исключительно Союз Советских Социалистических республик с его государственным и общественным устройством, для баллад позднего Высоцкого – это слишком узковато. Высоцкий, как и любо большой поэт, был предсказателем, пророком. Даже «Охота на волков», написанная гораздо раньше «Манекенов», говорит в целом о борьбе системы и человека, иначе бы уже после развала СССР, в свете реалий современной России, она не звучала бы гораздо более актуально, чем в советское время.

А вот ещё одна, казалось бы, не самая замысловатая, на первый взгляд, песенка поэта «В далёком созвездии Тау Кита», созданная в 1966 году. Песня по собственному признанию Высоцкого, была создана им на основе сведений из научно-популярной и фантастической литературы, которой не на шутку увлекался Владимир Семёнович. Однако «таукитайская» братия очень схожа по названию с «китайской». Более того, с начала 1960 – х годов отношения СССР с Китаем были особо обострены, и даже возникали пограничные военные конфликты меду двумя странами. Эти «процессы» вылились в крупном пограничном конфликте на острове Даманский в 1969 году. Возможно, в строках «Но таукиты - Такие скоты - Наверно, успели набраться:То явятся, то растворятся...» можно увидеть обыгрывание в шуточной форме частых пограничных появлений, вылазок китайцев на границе и бесцельных непрекращающихся перестрелок между двумя враждующими сторонами. А если очень сильно поднапрячься, то всё произведение можно тоже «подмять» под политические обстоятельства. Но ведь Владимир Семёнович снова говорит совершенно о другом, он - на более содержательном, глубоком уровне. Хотя бы вспомните, с каким тревожным опасением заканчивает шуточную песенку Высоцкий:

Не помню, как поднял я свой звездолет,-
Лечу в настроенье питейном:
Земля ведь ушла лет на триста вперед,
По гнусной теории Эйнштейна!

Что, если и там,
Как на Тау Кита,
Ужасно повысилось знанье,-
Что, если и там - почкованье?!

А вот сегодня уже и почкование не актуально. Уже изобрели и роботов, которые могут оказывать сексуальные услуги. Скоро, видно и для продолжения рода людям будет сложно с дивана подняться.

«Баллада о манекенах» для меня - произведение о глобальных общественных процессах. Ведь даже само суждение о том, что люди завидуют жизни бездушных манекенов с «ватными мозгами» - страшное, не правда ли? А если уж говорить о власть имущих, то гораздо актуальнее эти строки о зависти «куклам» и «манекенам» звучат сегодня. Но это опять же говорит о стремлении к наживе и показухе - никакой духовности, никакого саморазвития.

По крайней мере, с высоты нынешнего времени, эта баллада - не просто критика конкретного строя, это критика общества потребления и предсказание процессов, которые сегодня происходят повсеместно, и предупреждение, над которым, пока не поздно, нужно задуматься каждому в отдельности. Очень важная мысль, выраженная Владимиром Семёновичем – что мы сами создаём манекенов, и только мы сами своим сопротивлением «одурманиванию», своим духовным развитием сможем изменить ситуацию к лучшему...

Для лучшего понимания разбора, проведённого в данной статье, прикрепляю текст данного произведения:

БАЛЛАДА О МАНЕКЕНАХ

Семь дней усталый старый Бог
В запале, в зашоре, в запаре
Творил убогий наш лубок
И каждой твари — по паре.

Ему творить — потеха,
И вот, себе взамен
Бог создал человека,
Как пробный манекен.

Идея эта не нова,
Но не обхаяна никем —
Я докажу как дважды два —
Адам был первый манекен.

А мы! Ошметки хромосом,
Огрызки божественных генов —
Идем проторенным путем
И создаем манекенов.

Не так мы, парень, глупы,
Чтоб наряжать живых, —
Мы обряжаем трупы
И кукол восковых.

Лишенные надежды
Без мук творить — живых,
Рядим в свои одежды
Бездушных кукол восковых.

Ругать меня повремени,
А оглянись по сторонам —
Хоть нам подобные они,
Но не живут подобно нам.

Твой нос расплюснут на стекле,
Глазеешь — и ломит в затылке,
А там сидят они в тепле
И скалят зубы в ухмылке.

Вон тот кретин в халате
Смеется над тобой:
Мол, жив еще, приятель?
Доволен ли судьбой?

Гляди — красотка! Чем плоха?
Загар и патлы до колен.
Ее, закутанный в меха,
Ласкает томный манекен.

Их жизнь и вправду хороша,
Их холят, лелеют и греют.
Они не тратят ни гроша
И плюс к тому — не стареют.

Пусть лупят по башке нам,
Толкают нас и бьют,
Но куклам-манекенам
Мы создали уют.

Они так вежливы — взгляни!
Их не волнует ни черта,
И жизнерадостны они,
И нам, безумным, не чета.

Он никогда не одинок —
В салоне, в постели, в бильярдной, —
Невозмутимый, словно йог,
Галантный и элегантный.

Хочу такого плена,
Свобода мне не впрок.
Я вместо манекена
Хочу пожить денек.

На манекенские паи
Согласен, черт меня дери!
В приятный круг его семьи
Смогу — хотите на пари!

Я предлагаю смелый план
Возможных сезонных обменов:
Мы, люди, — в их бездушный клан,
А вместо нас — манекенов.

Но я готов поклясться,
Что где-нибудь заест —
Они не согласятся
На перемену мест.

Из них, конечно, ни один
Нам не уступит свой уют:
Из этих солнечных витрин
Они без боя не уйдут.

Сдается мне — они хитрят,
И, тайно расправивши члены,
Когда живые люди спят,
Выходят в ночь манекены.

Машины выгоняют
И мчат так, что держись!
Бузят и прожигают
Свою ночную жизнь.

Такие подвиги творят,
Что мы за год не натворим,
Но возвращаются назад…
Ах, как завидую я им!

Мы скачем, скачем вверх и вниз,
Кропаем и клеим на стенах
Наш главный лозунг и девиз:
«Забота о манекенах!»

Недавно был — читали? —
Налет на магазин,
В них сколько ни стреляли —
Не умер ни один.

Его налогом не согнуть,
Не сдвинуть повышеньем цен.
Счастливый путь, счастливый путь, —
Будь счастлив, мистер Манекен!

Но, как индусы мы живем
Надеждою смертных и тленных,
Что если завтра мы умрем —
Воскреснем вновь в манекенах!

Так что не хнычь, ребята, —
Наш день еще придет!
Храните, люди, свято
Весь манекенский род!

Болезни в нас обострены,
Уже не станем мы никем…
Грядет надежда всей страны —
Здоровый, крепкий манекен.

-2
-3