Найти в Дзене
Невыдуманный Китай

Что пьют в Китае, кроме чая? Китайский алкоголь и некоторые его особенности

-2
-3

Китайский алкоголь и культура пития принципиально отличаются от европейской и российской. Если спросить ,"пьют ли в Китае" (имея в виду - напиваться "в дрова" регулярно и массово), - ответ будет "НЕТ". Нет там и повального алкоголизма. Единичные случаи есть, повальной практики, когда спиваются целые регионы - нет. Однако это совершенно не значит, что все китайцы давно поймали свой дзен и вовсе алкоголь не употребляют. Это будет откровенной неправдой. Употребляют.

Так что же и как пьют в Китае?

Во-первых, самый известный, популярный и проверенный веками напиток - это "байдзёу" - проще говоря, водка. Но не простая, а рисовая. Крепостью около 56-60 градусов, а не привычные нам 40. Кроме того, эта водка страшно воняет, от неё потом ещё несколько дней неприятно пахнет всё тело и идёт мощная отрыжка. И вот эта-то отрыжка (сам факт её наличия) считается одним из показателей высокого качества водки.

Пить принято маленькими рюмашками и только залпом. В Китае это называется "гамбэй". Что-то вроде нашего "пей до дна". Именно поэтому многие китайцы до сих пор не умеют пить вино и не понимают его вкуса. Они его "гамбэят", как свою родную рисовую водку. А потом удивляются, почему эффект опьянения не наступает также быстро, как от водки, вкус какой-то "не такой" , и вообще - странные эти европейцы, пьют какую-то непонятную кислятину, то ли дело наша родная рисовая.

Безусловно, современные молодые китайцы, насмотревшись европейских и американских фильмов, начитавшись статей в интернете и посетив энное количество курсов дегустаторов (очень популярная сейчас тема, особенно среди бизнесменов и "белых воротничков") - уже понимают, что вино и многие другие напитки нужно пить не залпом. И не опрокидывать в себя рюмку за рюмкой со страшной скоростью, чтобы через час уже лежать бревном под столом, как это часто происходит после водки. Но старшее поколение, кроме бизнесменов, активно работающих с иностранцами, этих тонкостей не знает и запросто может смешать дорогущий коньяк 50-летней выдержки за бешеные тысячи с дешёвым сладким напитком за три юаня из ближайшей уличной лавки.

Ещё одно отличие, отчасти объясняющее, почему в Китае нет массового алкоголизма: они слишком быстро напиваются. Любая наша девочка-ромашка лет 20 запросто "перепьёт" взрослого дяденьку-китайца, особенно под хорошую закуску. Просто потому, что метаболизм у нас другой. Ну и, что уж греха таить, опыта у многих россиян в этой области больше, чем у рядового китайского юноши или девушки аналогичного возраста. Китайцы в массе пить совершенно не умеют, им достаточно понюхать крышку от пивной бутылки, чтобы "улететь под стол". Утрирую, конечно. Но суть в том, что напиваются они с невероятной скоростью и очень малым количеством. А потому водка - это напиток не на каждый день. Простой работяга, конечно, может перед сном за ужином выпить рюмку-другую, но тоже не всегда. Обычно водку пьют на праздниках, торжественных мероприятиях, деловых ужинах и так далее.

Кстати, в связи с тем, что на деловом ужине начальнику, чтобы уважить партнёров, необходимо с каждым из них выпить, при начальнике нередко состоит пара-тройка крепких молодых людей на должности каких-нибудь менеджеров или личных помощников, важной обязанностью которых является пить за начальника с его гостями и партнёрами по бизнесу. По сути ребята работают "печенью" своего начальства. Представьте себе скромный ужин человек на 50. И начальнику с каждым надо выпить, пусть даже 20 грамм 56-градусной водки, обходя всех присутствующих лично лично. Каждый из гостей тоже, конечно, выпьет. Но 20 грамм, а начальнику придётся опрокинуть в себя литр. Причём, за очень короткое время. А то и не по разу, если будут ещё какие-то тосты от присутствующих или важный деловой партнёр сам к нему подойдёт с рюмкой, чтобы «уважить». Иными словами, без помощников никак не выжить. Особенно с учётом того, что такие деловые ужины с неизбежными возлияниями происходят очень часто.

Кроме того, дорогая рисовая водка - это традиционный подарок зрелому или пожилому мужчине. В последние годы популярны также дорогие европейские коньяки, виски и бренди. Вкуса их многие китайцы до сих пор не понимают, но друг другу, тем не менее, активно дарят, ибо это престижно и статусно. А статус и художественное пускание пыли в глаза, как и широкие жесты в Китае очень любят и уважают.

Второй по популярности напиток - это пиво. Как правило, крепость его не превышает 3%. Разумеется, это далеко не единственный вариант, бывает и крепче. Например, всенародно любимое «Циндао» - 3.7%, «Харбин» - около 5%, и так далее. Пиво с удовольствием пьют и молодые, и пожилые. Напиваются, правда, чуть медленней, чем водкой, но тоже весьма стремительно. Причём, тёмное пиво не пользуется массовой популярностью. А вот лёгкие светлые варианты, например, уже упомянутое "Циндао" - да. К слову, "Циндао" - изначально немецкое пиво. Ведь именно немцы привезли свои технологии в Китай, выстроили пивные заводы в городе Циндао и назвали своё пиво в его честь. Сейчас всем производством владеют китайцы, но пиво до сих пор держится на достойном уровне. Во многих городах Китая выбор пенного весьма разнообразен, от крафтового местных пивоварен до импортированного из любой точки мира. Но самым популярным и всенародно любимым до сих пор является всё-таки дешёвое, но качественное "Циндао".

Третий вид алкогольных напитков, широко представленный в Китае - всевозможные наливки. Часто фруктовые, крепкие (градусов 40-60) и нередко сладкие. Их популярность нельзя сравнить с рисовой водкой и пивом, однако локальные магазинчики весьма бойко продают их туристам. Это неплохой и не слишком дорогой сувенир, довольно популярный. К слову, водка на змее и прочая экзотика у самих китайцев не популярны. И рассчитаны только на туристов. Такое могут купить в подарок, но себе - скорее всего, нет. И не из-за цены, а по той же причине, по которой мы не покупаем себе домой разукрашенные цветами фанерные балалайки. Как инструмент бессмысленны и художественной ценности тоже не представляют. Так и тут. Красивые легенды о чудодейственных лечебных свойствах подобных напитков, мягко говоря, несколько преувеличены, и сами китайцы об этом тоже прекрасно знают.

Ещё одна категория алкогольных напитков - это, условно говоря, "клубные" напитки. То есть то, что активно пьют в ночных клубах. Во-первых, коктейли. Причём, в коктейле для китайцев зачастую главное вовсе не вкус или компоненты, а необычный и яркий вид. Относятся к средней ценовой категории, так как требуют определённых навыков от бармена, да и состав может быть весьма затейливым. Коктейли, как правило, заказывают не себе, а девушкам. Мужчины их пьют не слишком охотно и не очень активно.

Из условно дешёвых и массовых лидируют ром-кола, виски-кола, лонг айленд айс ти, мохито и тому подобные незатейливые смеси, которые способен соорудить за секунды любой новичок. Их пьют уже все. Вне зависимости от пола и возраста. Не менее популярно покупать бутылку виски на стол, к которой зачастую прилагаются большой стеклянный графин и штук 5 пластиковых бутылок со сладким зелёным чаем. Бутылку виски опрокидывают в графин, туда же выливают сладкий чайный напиток, после чего разливают по стаканам. Но так развлекаются, в основном, бедные студенты или совсем небогатые китайцы.

И, наконец, самый популярный, но и самый дорогой "клубный" напиток - это шампанское. Чаще всего, "Вдова Клико" или "Дом Периньон". Заказать ведро шампанского (то есть большую металлическую ёмкость со льдом и энным количеством бутылок) может себе позволить только далеко не бедный китаец. Цены, особенно в дорогих клубах, на подобные напитки, конечно, зашкаливают. Но это, опять же, показатель личного успеха и статуса. И потому - заказывают, чаще всего, сразу помногу, а не 1-2 сиротливые бутылочки. И, разумеется, такие жесты делаются только для большой компании. Самому себе никто шампанское не покупает. Разве что состоятельные девушки. Мужчины - скорее, нет, чем да.

И напоследок - немного о виноградном вине в Китае. Напиток этот начинает постепенно набирать немалую популярность. благодаря активной пропаганде "красивой жизни" с европейским акцентом. Но делать его в Китае на приличном уровне так до сих пор и не научились. Знаменитая марка "Great wall“, выпускающая, пожалуй, основную массу подобного продукта на китайский рынок - редкая гадость. Никому не советую. Всё-таки вино - продукт капризный, требующий особых навыков и знаний, которыми китайские виноделы до сих пор не овладели в должной мере. Зато импортированного вина на любой вкус и кошелёк в Китае более, чем достаточно.

Продолжение следует...

П.С.Автор будет очень признателен за поддержку в виде лайков и подписок