В Царской России
В дореволюционной России дети получали образование, обучаясь раздельно. Девочки, дочери военных и дворян, учились в Институте благородных девиц. А те, кто происходил из других сословий – получали образование в гимназии или вовсе дома. Мальчики, в свою очередь, обучались в реальных училищах, либо также ходили в гимназию. Но неизменным оставался факт их раздельного обучения.
Это происходило потому, что роль женщины в обществе была обесценена: ей предлагалась функция домохозяйки и образование по большому счету ей не пригождалось.
Лишь единицы поступали в университеты для занятий научной деятельностью, и то за рубежом. К образованию мальчиков предъявлялись серьезные требования – ведь это будущий кормилец семьи, поэтому он должен обучаться точным наукам и смочь получить профессию.
Приход Советской власти
С приходом Советской власти ситуация в корне изменилась. Помимо того, что образование стало доступно каждому, мальчики и девочки теперь учились вместе. Единственным различием в обучении стало появление раздельных уроков труда. Девочки учились ведению домашнего хозяйства, а мальчики осваивали работу с инструментами.
Возврат к мужским и женским школам
В 30-е гг Правительство Советского Союза решило вернуться к раздельному обучению детей. Это объяснялось повышенным вниманием девочек и мальчиков друг к другу, что отвлекает от учебного процесса.
Таким образом, в 1943 г произошло повторное разделение школ по гендерным различиям. В школах для мальчиков делался упор на изучение точных предметов – стране нужны были инженеры, ученые и строители.
Для девочек вводились дополнительные иностранные языки. После войны такие школы стали называться спецшколами с углубленным изучением тех или иных предметов.
Но, следует заметить, что не все дети учились раздельно. В маленьких городах, деревнях и селах разделения по гендерным признакам не было, дети учились также все вместе. В 1954 г, школы снова стали совместными.
Также в период Великой Отечественной войны появились Суворовские и Нахимовские училища. В них обучались мальчики, чьи родители были военными и погибли на войне. Суворовское училище выпускало кандидатов для сухопутных войск, а Нахимовское – для Военно-Морского флота.
Минусы и плюсы раздельного обучения
- Помимо финансовых затрат на раздельное обучение, педагоги выделяют и такие минусы:
- У мальчиков тяжелее поддерживать дисциплину;
- Дети не учатся совместному взаимодействию;
- У девочек возможен всплеск активности феминизма, что крайне негативно сказывается в будущем на взаимоотношениях с противоположным полом.
Плюсы:
- Дети больше сосредоточены на учебе;
- Девочкам проще общаться между собой – особенно в старших классах;
- Нет гендерного различия в успеваемости – все равны;
- Детям проще устанавливать контакт друг с другом , если они одного пола.
- Каждый взрослый имеет право выбрать ту систему образования, которая будет наиболее подходящей для его ребенка.
Неважно, как будут обучаться дети, совместно или раздельно. Важно то, что вложит родитель в своего ребенка для успешного и счастливого существования в социуме.