Найти тему

ИНГУШСКИЕ ШКОЛЫ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ

ИНГУШСКИЕ ШКОЛЫ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ В 1908, 1913, 1914 ГОДАХ 

При царизме с открытием школ для обучения в них ингушских детей всегда были проблемы. Особенно противились распространению образования среди ингушей в г. Владикавказе. 

Сведения о ходатайстве перед городской управой г. Владикавказа о выделении ингушам участка под постройку новой школы и проблемах, связанных с ним, мы находим в статье «Просветители» в газете «Терские ведомости» (№14 от 1914 г.): 

«…Ингуши подали в городскую управу просьбу об отводе им участка земли под школу на Шалдоне. …Городская управа, рассмотрев это прошение и приняв во внимание это стремление ингушей к просвещению, признало это достойным всяческого содействия и постановила: в просимом участке отказать и предложить место в третьей части города на углу Степной и Ермоловской улиц. Для людей, незнакомых с планом города Владикавказа, и членов городской управы считаем необходимым пояснить, что ингуши живут в Шалдоне, почему и просили именно там участка земли; предлагаемый же управой участок находится от них не менее чем в двух верстах».(Газета «Терские ведомости», 1914 г., № 14) 

Но вот что интересного мы узнаем – место, предложенное для постройки школы ингушам, специально выбрано так, чтобы школа не была выстроена. Выбрали именно «непроездную» Степную улицу… Управцы ”поступают наоборот”. …Они полагают необходимым ингушей ссылать с Шалдона чуть не к скаковому кругу. Авось от школы откажутся... Если следовать этой системе, то Осетинскую школу надо открыть на Курской слободе, а дом для управы нанять всего лучше на Беслане». 

************************************ 

«Попечительский совет Русско-Ингушской школы, что на углу Трубецкой и Лермонтовской улиц, просит городскую управу об устройстве к училищу мощеного прохода, если в этом году не будет приступлено к устройству мостовых на упомянутых улицах».(Газета «Терские ведомости», 1913 г., № 215, 10 октября). 

*************************** 

В 1909 году «Терские ведомости» рассказывают об организованных ингушской интеллигенцией во Владикавказе ингушских вечерах. Газета прочувствованно желала ингушской интеллигенции дальнейших успехов в указанном направлении, «ибо просвещением своего молодого поколения они кладут фундамент для счастливой будущности своего народа». Общество просвещения ингушского народа, организовывавшее вечера, весной 1914 г. возглавил вместо К.К. Козлова А.М. Мутушев. К тому времени оно насчитывало 60 чел. Само общество обладало весьма ограниченными материальными возможностями, хотя некоторые мероприятия, проводимые им, давали весьма неплохие сборы. Например, состоявшийся 19 апреля 1914 года ингушский вечер, «прошедший с редким оживлением и с исключительным материальным и художественным успехом», принес 1 803 руб. валового сбора, из которых 1500 руб. составляла чистая прибыль. Из этой суммы 500 руб. было выдано в качестве пособия учащимся средних учебных заведениий. 

***************************** 

«Когда слободка Шалдон, где они(ингуши) приобрели садовые участки, была включена в городское пространство, ингуши получили статус горожан, но оказались на периферии владикавказского культурного процесса. В 1908 году при активной помощи горожан они основали «Общество просвещения ингушского народа» под председательством есаула К. Козлова. Местная пресса отмечала, что о просвещении ингушей заботились «посторонние лица», призывавшие оказывать им всяческую поддержку».(«Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование», 05.06.2006, 

Северо-Осетинский Центр социальных исследований). 

********************************** 

«Распространению просвещения способствовало также и существовавшее к 1911 году во Владикавказе “Общество Просвещения Ингушского Народа”, членами которого состояли Магомед Джабагиев, Бекмурза Джантемиров, Бекмурза Мальсагов, Муртазали Базоркин, Косым Долгиев, Гермихан Мальсагов, Иналук Мальсагов, Ахметхан Мутушев, Борис Беме, Константин Козлов. Последний в 1911 году написал пьесу из ингушской жизни “Многоженство”, а миллионер М. Мухтаров из Баку пожертвовал обществу на постройку школы 5000 рублей. 

Таким образом, просвещение среди ингушей набирало силу, и к 1911 году, по данным Ф.И. Горепекине на 55 тысяч населения имелось до 120 человек, получивших среднее и высшее образование».(«К истории ингушской письменности», автор Берснак Газиков).

Эти и другие многие материалы свидетельствуют о том, что местные органы управления Ингушетией во Владикавказе не желали развития школьного образования среди ингушского народа, хотя желание у ингушей, проживавших во Владикавказе, как мы видим, было огромным.