Мы работаем с семьями. К нам часто приходят родители, желающие «починить» ребенка.
Ребенок не слушается. Плохо себя ведет. Плохо учится или не хочет учиться вообще. Капризничает или закатывает истерики. Иногда на ровном месте. Ребенок хамит или даже бьет родителей. Дерется в школе. Ничего не хочет делать. Без конца сидит в телефоне. В общем, с ребенком что-то не так.
С родителями так, а с ребенком нет.
Так не бывает.
Все, что происходит с ребенком, - следствие того, что происходит в семье.
Часто приходят тогда, когда это самое «не так» набрало угрожающие обороты. Родителям уже реально тяжело. Они перепробовали все, что могли, они эмоционально выгорели и хотят одного, - улететь на луну.
И тогда у нас возникает вопрос: «А что вы сейчас делаете? Вы любите ребенка или боретесь с ним?»
И каково ребенку? (Это важно, РЕБЕНКУ! Давайте метнемся мыслями в детство, вспомним, как это – быть ребенком). Каково ребенку, с которым борются? Как ему жить-то с этим?
А теперь о причинах. Что в семье может происходить такого, что ребенок превращается в маленького семейного монстра? Волшебной таблетки здесь не будет, все семьи индивидуальны. Но короткий чек-лист выдадим:
· Как вы проводите свободное время? (У вас есть вообще свободное время?)
Если его нет, а вместо него работа, учеба и тысяча других неимоверно важных дел, то (внимание!) свободное время – это тоже очень-очень-очень важное дело!!! Потому что без отдыха ни одна работа, ни одна учеба и жизнь в принципе не будут успешными и радостными.
Причем время хорошо бы выделять таким образом: себе любимому, себе и партнеру, себе и ребенку, всей семье вместе.
· У вас есть свое пространство в доме? (Комната, шкаф, стол, чашка и все в таком духе). А у ребенка? Вы стучитесь друг другу в комнату? Уважаете личные границы друг друга?
Если все перемешано, ребенок может элементарно отвоевывать свое пространство таким своим деструктивным поведением. Детям нужна самостоятельность и ответственность. Чтоб сами делали уроки, имели свои домашние обязанности и уверенность в том, что никто не проверит их карманы без спроса. Взрослых, кстати, тоже касается.
· Вы хвалите друг друга? Критикуете? Что чаще?
Бывает так, что хвалят, но только за достижения, а не просто за то, что самый любимый и единственный такой на свете. Бывает, что хвалить и говорить комплименты – непривычно, неловко. Но это навык, важный и вполне реальный. Мы же учимся водить машину, мыть пол или разбираться в бытовой технике. Почему бы не научиться говорить друг другу приятные вещи?
· Вы принимаете чувства других членов семьи? Им можно злиться, обижаться, бояться ерунды какой-то, плакать по пустякам?
Если в семье есть обесценивание («злиться плохо», «не бойся», «не реви»), то это страшно. Правда страшно. Вспомните прямо сейчас, каково вам, когда вам говорят: «Не переживай!» Ну как можно не переживать, когда ты уже переживаешь? Что это за сферический конь в вакууме такой?
Нереально, невозможно НЕ испытывать эмоцию, если эта эмоция уже у человека есть!
· Вы принимаете черты характера других членов семьи, их личностные особенности? Неряшливость, забывчивость, обидчивость, вспыльчивость, сварливость?
У нас есть базовые заводские настройки, которые бывает не переделать, как ни переделывай. И тут принятие снова важно. Потому что принятие – по сути и есть та самая любовь.
· И наконец, последний вопрос. Вы любите своего ребенка? Или боретесь с ним?